Этапы развития речи у детей
Ребенок осваивает речевое общение примерно в 2-2,5 года. И основная задача взрослого — выстроить доверительные отношения с ребенком, создать и развивать эмоциональный контакт.
Какие есть виды коммуникаций
В логопедии есть понятия:
- Функциональная коммуникация. Она в большей степени относится к повседневному быту. Это умение ребенка соглашаться, отказываться, просить больше или что-то новое, комментировать, приветствовать или просить помощи.
- Эмоциональная коммуникация — более интересна и приносит малышу удовольствие. Можно сказать, это «общение по душам», приятное для обоих участников диалога: обсуждение интересных событий или сюжетов в игре, сопереживание чувствам ребенка и принятие его как личности.
Оценивая способность малыша поддерживать диалог, важно помнить, что его общение со взрослыми может меняться в зависимости от того, с кем он общается — например, с мамой или бабушкой.
Этап 1
Знакомство
Сначала эмоциональный контакт ребенок устанавливает с одним взрослым — обычно, с мамой. В первые недели жизни малыша она:
- наблюдает за тем, что ему нравится;
- распознает его интересы;
- оценивает сенсорную среду, на которую он реагирует: свет в комнате, прохладный или теплый воздух, комфортную дистанцию со взрослым, интенсивность и громкость его голоса, и другие сенсорные факторы, которые развивают нервную систему ребенка;
- предлагает игрушки или материалы, которые могут заинтересовать малыша — лоскуты ткани, оберточную бумагу или упаковку, погремушки, тактильные игрушки.
В этот же период у ребенка появляются первые вокализации, или так называемое гуление. Взрослый может использовать это в общении с ребенком, как бы отражая его звуки. Например, ребенок произнес «у-у-у», и мама отвечает ему тем же.
На этом этапе появляются предпосылки к первому диалогу с ребенком. Будут полезны игры «лицом к лицу», когда взрослый пытается обратить внимание ребенка на свое лицо — повторяет его мимику или действия, копирует или немного изменяет детские звуки. Подключается игра с телом — поглаживание и легкое проминание ручек, ножек, живота или спинки малыша с проговариванием «глажу твои ручки, глажу твой животик».
Этап 2
Общее пространство
Затем у ребенка и взрослого появляется общее пространство. Взрослый формирует уважительную и комфортную для малыша дистанцию: берет на руки или ложится рядом, соблюдая необходимое расстояние до детского лица. А ребенок начинает реагировать на то, что происходит вокруг: прислушивается к звукам, реагирует на речь взрослого «замиранием».
Для этого периода хорошо подходят эмоциональные и ритмичные игры на взаимодействие. Например, игра в прятки или «ку-ку», когда взрослый по очереди закрывает и открывает лицо руками или платком, а также кружение на руках, игры на хватание и удержание предмета.
Этап 3
Первые ответы
Появляются первые сенсорные игры с водой и с предметами, которые ребенок трясет, сжимает или стучит ими, пробует перекладывать из руки в руку. Это может быть изучение коробочек и стаканчиков, игры с воздушными шарами из плотных шуршащих материалов или мыльными пузырями, качели-качалки, например, «поехали-поехали в лес за орехами, в ямку бух».
Ребенок уже может предвосхищать действия в игре, подпрыгивая или замирая на коленях взрослого на определенных словах. Если ребенку нравятся эти игры, он реагирует на то, что происходит — проявляет радость, удивление или недовольство.
Этап 4
Начало диалога
В знакомых совместных играх мама начинает закладывать паузы для ответа. Малыш может посмотреть на маму и улыбнуться, как бы попросить продолжения игры — так формируется начало диалога между ребенком и взрослым. Например, во время игры «хлопаем в ладоши» мама хлопает ладошками ребенка, а потом останавливается — в ответ ребенок улыбается, смотрит на маму и на ладошки, и продолжает хлопать сам.
Этап 5
Игра по очереди
Теперь ребенок и взрослый — партнеры в игре. Они могут выстроить диалог, определить очередность ходов. Ребенок ждет игру и может продолжить ее по собственной инициативе, играет со взрослым по очереди, выдерживая комфортный темп и ритм, дожидается ответа. Но инициатором игры по-прежнему остается взрослый.

Для развития ребенка очень важны игры и эмоциональный контакт с родителями
Этап 6
Инициатива ребенка
Ребенку становятся интересны эмоции взрослого, появляется необходимость поделиться своими чувствами, чтобы лучше понимать себя. Например, когда малыш приносит любимую игрушку, то либо радостно делится своей находкой, либо с досадой жалуется на ее поломку. Теперь ребенок может сам стать инициатором игры — например, закрывать глаза ладошками, приглашая играть в прятки.
На первых этапах важно отражение детских вокализаций и эмоций. Общение на языке ребенка в этот период — самый эффективный, безопасный и понятный малышу способ освоить коммуникативное поведение и быть понятым взрослым. Соблюдение пауз и темпа дают малышу возможность быть инициатором в диалоге и развивать свои речевые навыки.
Возраст прохождения этих этапов у всех детей разный и в первую очередь зависит от включенности родителей в общение с ребенком. В норме малыш проходит все этапы к году, когда появляются первые слова.