Буллинг в школе: как бороться и что делать
В школе дети все чаще сталкиваются с буллингом: явление не новое, но само слово многим незнакомое. Разберемся, чем буллинг отличается от обычного конфликта, назовем причины и виды буллинга, узнаем, кто чаще всего инициирует школьную травлю и как с этим бороться.
Что такое буллинг
Слово происходит от английского bull — «бык», «быковать», то есть травить, издеваться и запугивать. Таким образом, буллинг — агрессивная физическая или психологическая травля одного или нескольких детей.
Жертвой буллинга может стать любой ребенок, но наиболее «уязвимые»:
- отличники или двоечники;
- ябеды или любимчики учителя;
- одаренные дети, которые попадают в разряд «белых ворон»;
- дети с физическими или психическими особенностями;
- дети других национальностей и религий;
- дети из малообеспеченных семей, у которых нет модной одежды, телефонов и других трендовых атрибутов;
- гиперопекаемые и физически слабые дети;
- дети, привыкшие к тирании родителей;
- дети учителей.
Удивительно, но по моему опыту в начальной школе главным «буллером» часто оказывается классный руководитель. Он может это делать явно или скрыто, чаще всего через других детей или родителей. Например, в течение урока педагог часто делает замечание ребенку-жертве, акцентируя внимание одноклассников: “Дети, посмотрите, как Иван крадет ваше время от урока! Я постоянно отвлекаюсь на его поведение вместо того, чтобы давать вам знания и качественное образование”.
Когда учитель действует через родителей, он может постоянно жаловаться на ребенка-жертву и его семью в личном общении с другими родителями или в классных чатах, раздувая незначительные ситуации до масштабов катастрофы. Этим он нагнетает обстановку и активизирует тревожных и активных родителей, которым «надо срочно действовать».
В средней и старшей школе учитель также может быть главным инициатором или «серым кардиналом» буллинга, подчеркивая качества ребенка-жертвы, которые высмеиваются всем классом. Например, от учителя технологии в адрес семиклассника могут звучать фразы «Ты же у нас дурачок!», «Криворукий ты наш!» и «Опять ничего не можешь сделать, потому что руки не из того места!».
Фразы учителя, которые говорят о буллинге в адрес ребенка
- Ты опять нажаловался родителям?
- Ты опять подставил весь класс?
- Ты опять донес на класс завучам?
- Видите, ребята, кто постоянно нас подставляет?
- Что? Тебя не было в этот день в школе? Ой, не надо мне тут рассказывать… Значит, ты это в другой день сделал!
Учитель, склонный к буллингу, не будет слушать объяснения ребенка-жертвы и разбираться в ситуации. У него уже есть «удобная» жертва, которая виновата во всем.
При мягком учителе инициатором буллинга может стать ребенок или родитель. Дети постарше уже могут сами собираться в группы и буллить непонравившегося ребенка.
Буллинг или конфликт: в чем разница
Часто родители путают обычный конфликт и буллинг. Бывает, учитель делает ребенку несколько строгих замечаний, а родители уже готовы идти в школу, считая, что их ребенка травят. Стоит разобраться, чем одно отличается от другого.
Конфликт — спонтанное явление, где затронуты интересы сторон. Всегда есть причина и предмет конфликта.
Например, в классе есть большой конструктор Lego. Два мальчика играли в конструктор, а потом начали ссориться из-за последней детальки. Это конфликт. Предмет конфликта — деталь Lego, причина — определить, кому она достанется. Здесь затронуты интересы сторон, так как каждый мальчик хочет получить деталь для своей башенки.
Буллинг — спланированное издевательство, насилие над другим, заведомо более слабым человеком. Причиной буллинга становится сам ребенок или его качества.
Пример буллинга из моей практики
Во второй класс пришел ребенок из другой школы. Внешне он производит впечатление неухоженного, неопрятного, брошенного и ненужного ребенка. Плюс к этому мальчик педагогически запущенный – умный, но его мама слишком занята карьерой, поэтому мало уделяет внимания ребенку и его урокам. Она упустила его еще в первом классе: он плохо знает буквы, плохо пишет, плохо считает в уме.
Ребенок не агрессивный, но исподтишка может толкнуть, пнуть или поставить подножку. При этом мальчик еще и подворовывает у детей ластики, ручки, карандаши и другие вещи. Даже если у кого-то из одноклассников ручка просто упала с парты, первое, что дети делают, это кричат, что новенький украл их вещь, и требуют, чтобы он вытряхнул все свои вещи из портфеля. Все это создает в классе напряжение и конфликты.
Классный руководитель не хочет разбирать проблемы, которые создает новый ученик, и не хочет дополнительно заниматься с ним, чтобы подтянуть его до уровня класса. Ему проще не сглаживать ситуации с ребенком-жертвой, а наоборот, акцентировать внимание на его поведении, тем самым поддерживая подозрения и агрессию у других детей. В родительском чате эти ситуации раздуваются до ужасных масштабов. Учитель надеется, что неудобного ребенка совместными силами «уберут» из класса, и «все станет, как прежде».
Получается, новенького стали буллить, так как он «вот такой плохой» — подворовывает, непослушный, неудобный, «двоечник», хулиган, «будущий уголовник» и так далее. Кроме того, учитель, как главный авторитет, подчеркивает все больше «неудобных» качеств ребенка-жертвы.
Виды буллинга
Это могут быть:
- Словесный, он же вербальный буллинг — запугивание, сплетни, слухи и издевательские комментарии. Вербальный буллинг может касаться чего угодно: внешнего вида («очкарик»), роста («коротышка», «дылда»), веса («жирдяй», «дрыщ»), одежды, национальности, физических или психических особенностей.
- Физический буллинг — агрессивное поведение, подножки, пинки, зажимание в угол, толчки и удары.
- Социальный буллинг — ситуация, когда класс объявляет бойкот, игнорирует или изолирует ребенка или нескольких детей. Яркий пример такой травли — советский фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли.
- Кибербуллинг — травля в интернет-пространстве. Это могут быть сплетни, слухи, ложь, скриншоты, фото или видео, фотоколлажи эротического характера с целью запугивания, шантажа, оскорбления и унижения достоинства ребенка.
Что делать, если ребенок стал жертвой буллинга
В любом буллинге есть жертва, агрессор и наблюдатели. Очень важно, чтобы взрослые не оставались в этой ситуации равнодушными наблюдателями только потому, что это не касается их ребенка.
Ребенок, вне зависимости от возраста, не может остановить травлю в свой адрес. Ему нужна помощь взрослых. Важно, чтобы в процесс решения проблемы включились все: родители жертвы и агрессора, администрация учебного заведения, психолог и коллектив детей (класс). Иногда приходится привлекать и полицию, особенно если есть угроза для жизни ребенка-жертвы — например, буллеры договорились подкараулить и избить его. А бывает и так, что буллеры держат в страхе весь класс и даже всю школу. Если администрация учебного заведения не справляется с ситуацией, это повод обратиться в правоохранительные органы.
Ребенку-жертве нужно набраться смелости и рассказать о буллинге доверенному взрослому. Часто это не родители, а учителя, тренеры, родственники или родители друзей. Родители ребенка-жертвы зачастую сами не умеют разрешать конфликты, устанавливать границы с окружающими и говорить «нет». Поэтому они не могут научить этому ребенка.
Часто происходит так, что буллят не одного ребенка, а всю семью. В этой ситуации и родителям, и ребенку нужна помощь психолога. Вместе со специалистом ребенок-жертва пересматривает свое поведение и отношение со сверстниками, работает над повышением самооценки, учится защищать свои физические и эмоциональные границы, решать конфликты и не замалчивать проблему.

Травят обычно детей, которые чем-то выделяются от остальных. Взрослым важно следить за этим и не оставлять дело на самотек
Ребенок-агрессор
Агрессорами и буллерами дети становятся не просто так. Скорее всего, ребенок когда-то сам был жертвой. Чаще всего такое происходит в семье с жесткими, тираничными родителями или, наоборот, в семье, где ребенка избаловали, и царит вседозволенность. В последнем случае родители часто не справляются с ребенком, но не всегда готовы это признать.
Нередко ребенок-агрессор из неблагополучной семьи. У таких детей обычно проблемы с успеваемостью, они проявляют криминальные наклонности (воровство, хулиганство), рано начинают курить, пробовать алкоголь и наркотики.
Роль школы и родителей
Учитель должен пересмотреть отношение к ребенку-жертве и создать как минимум нейтральную, а лучше позитивную атмосферу вокруг него. Например, вместе с психологом провести мероприятие, которое может сплотить коллектив: беседу, тренинг, чаепитие, поход в театр или музей.
Администрация школы должна держать ситуацию под контролем. Иногда, чтобы прекратить травлю, бывает достаточно перевести одного из детей (неважно, агрессора или жертву) в другой класс или на другую форму обучения.
Работа психолога при буллинге
Психолог проводит работу с ребенком-жертвой и его родителями, а также с ребенком-агрессором и его родителями. Следует провести психологическую работу и с классом, потому что дети-наблюдатели играют в этой ситуации не менее важную роль.
Фактически они тоже участники травли, но могут замалчивать ее по разным причинам — например, из-за равнодушия или из страха оказаться на месте жертвы. Беседа проводится и с родителями детей-наблюдателей.
Вот примерные темы для бесед с участниками буллинга в ситуаци, где новенький подворовывает:
Беседы с классом. Воровство, физические и эмоциональные границы, буллинг и дружба
Индивидуальная работа с ребенком-жертвой. Родительско-детские отношения, нехватка маминой любви, воровство, агрессия, дружба и как подружиться с одноклассниками, мотивация и успеваемость.
Работа с родителями ребенка-жертвы. Взаимоотношения с сыном, воровство и личные границы, дружба, детские травмы самих родителей, карьера или ребенок?
Работа с классным руководителем Эмоциональное выгорание, буллинг и дружба.
Групповая работа с родителями класса. Буллинг, манипуляции со стороны учителя и дружба
Кто несет ответственность
Сегодня в российском законодательстве нет понятия «буллинг». Действия, которые определяются как травля, квалифицируют по нескольким статьям административного и уголовного законодательства.
Для несовершеннолетних буллеров есть гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. За нарушителей в возрасте до 14 лет ответственность несут их родители и законные представители. Несовершеннолетнего старше 14 лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности, а если он пока не зарабатывает — привлекут его родителей или законных представителей.
За оскорбление — унижение чести и достоинства в неприличной форме — могут назначить административный штраф от 3000 до 5000 рублей. Если оскорбление публичное (в интернете) или в адрес нескольких человек, штраф —от 5000 до 10 000 рублей. Ответственность за оскорбления наступает с 16 лет. Штрафы могут назначить также родителями или законными представителями, если доказать, что те не выполняли обязанности по воспитанию детей и не научили их уважительному отношению к товарищам.
Самое суровое наказание — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет — ждет буллеров, которые с помощью угроз, жестокости или постоянного унижения довели ребенка до самоубийства или попытки самоубийства. Уголовная ответственность за это преступление наступает с 16 лет.
Ответственность несет и учебное заведение. Школа в лице администрации и педагогов должна обеспечивать безопасность учеников во время учебы. Если педагог нарушил трудовую дисциплину, в результате чего было совершено физическое или психическое насилие над учеником, то работодатель может расторгнуть с ним трудовой договор и применить дисциплинарные меры.
Если педагог систематически унижает и оскорбляет ученика, или проявляет дискриминацию по национальности, цвету кожи, социальному положению или отношению к религии в его адрес, то это влечет административную ответственность — штраф от 10 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на 1-2 года.
Гражданско-правовая ответственность также наступает, если педагог наносит имущественный вред школьнику — например, портит или выбрасывает его личные вещи и гаджеты. В этом случае с педагога могут взыскать расходы, которые несет ученик и его семья.
Госдума готовит законопроект о борьбе с буллингом в школах. Закон будет регулировать случаи, которые не попадают под уголовную или административную ответственность. Штрафов новый документ не предусматривает, предполагаются следующие меры:
- Обязывать школы сообщать о случаях буллинга в полицию и ставить обидчиков на учет. Последним могут назначить «наставника» или работу с психологом.
- Создать в каждой школе службы медиации, в которых будут участвовать специалисты и старшеклассники. Такие же службы хотят организовать на базе городских социально-психологических и молодежных центров.
- Вернуть оценки за поведение.
- Ввести в школах «антибуллинговую программу»: обсуждения на уроках и просмотры тематических фильмов.
- Профессионально готовить педагогов к противодействию буллингу.
Школьная администрация часто боится передавать факты травли огласке, так как это плохо влияет на рейтинг и репутацию учебного заведения. Ожидается, что будущий закон решит и эту проблему.
Когда в семье нет доверительных отношений, у ребенка больше шансов попасть в ситуацию буллинга. Поэтому родителям так важно пересматривать отношения с детьми и своевременно восполнять психологические и воспитательные пробелы.