Ребенок не хочет в школу: почему и что делать
Ребенок проводит в школе почти половину времени, которое он бодрствует. Все дети относятся к школе по-разному: кто-то любит и ходит туда с удовольствием, а кто-то терпеть не может и ищет любые причины, чтобы пропустить. Поговорим подробнее о вторых.
Как понять, что у ребенка трудности в учебе
В семьях, где созданы доверительные отношения, дети любят рассказывать про свои школьные приключения и проделки одноклассников. Поэтому чуткий родитель сразу заметит: если ребенок начал рассказывать о школе в другом, более грустном тоне — значит у него проблемы или что-то не получается. А бывает, что ребенок вовсе перестал рассказывать о школе, чтобы не расстраивать родителей.
Трудности в обучении случаются у любого ребенка. Их легко решить, если ребенок рассказывает о них и просит помощи у взрослого. Родители могут сами помочь разобраться в трудном уроке, могут поговорить с учителем или, в конце концов, нанять репетитора.
Но часто ребенок не рассказывает о проблемах и не просит помощи. Чуткие родители рано или поздно это заметят, и включатся в решение детских проблем. А вот недобросовестные родители могут так ничего и не заметить, хотя все признаки достаточно очевидны.
Когда у ребенка в школе начинаются трудности, он становится напряженным и тревожным, грустным и подавленным, его самооценка падает, а неуверенность в себе растет.
Если эти «симптомы» подкрепляются придирками учителей, насмешками одноклассников или недовольством родителей, ребенок начнет постепенно избегать школы. Это может выражаться по-разному: психосоматика (болезни, переломы), симулирование болезни или прогулы, когда ребенок отсиживается в туалете, столовой или библиотеке. В школу ушел, но до школы не дошел, а где был все это время — не признается.
Конфликты с одноклассниками
Дети каждый день ссорятся и мирятся с одноклассниками и друзьями — это нормально. Это способ учиться коммуникации, отстаивать свои границы, самоутверждаться, быть лидером или подчиняться. Конфликты случаются из-за любой ерунды. Главное — то, как ребенок умеет конфликтовать и выходить из конфликта.
Как помочь ребенку разрешить конфликт
Что можно сделать:
- Поговорите с ним. Озвучьте свои переживания, предположения и даже фантазии о конфликте, чтобы снизить свою тревожность и вызвать ребенка на откровенный разговор. Постарайтесь получить как можно больше информации и разобраться в ситуации вместе.
- Объясните ребенку, что вы на его стороне и готовы его защитить. Конечно, если это действительно так. Но если раньше вы не вставали на сторону ребенка и часто обвиняли его, если доверительных отношений не сложилось, то, скорее всего, он не поверит вам и не сможет довериться.
- Обратите внимание на физическое состояние ребенка: царапины, синяки и пр. Расскажите ребенку о том, что его жизнь ценна, а конфликты чреваты повреждениями.
- Обсудите способы помириться с одноклассником самому или с помощью учителя.
- Поговорите с родителями одноклассника. Постарайтесь уладить разногласия мирно.
- В тяжелых случаях для урегулирования конфликта можно обратиться в администрацию школы.
- Чтобы наладить отношения между детьми, привлеките специалистов — социального педагога, психолога или медиатора.
Проблемы в семье
Семейные проблемы — тяжелая ноша для ребенка. И чем он младше, тем тяжелее этот груз и глубже переживания. В родительских конфликтах ребенок обычно винит себя, считает себя плохим и неудачником. Во время постоянных или затяжных конфликтов он начинает чувствовать внутренний раскол — кто прав, кто виноват, кого защищать? Ведь ребенок хочет любить и маму, и папу.
Постоянные семейные проблемы влияют и на отношение ребенка к школе. Он становится подавленным и рассеянным, пропадает интерес к урокам и падает успеваемость. Придирки учителей и насмешки одноклассников подливают масла в огонь.
Ребенок начинает избегать школы или вообще отказывается туда ходить. Бывает, подключается психосоматика: болезни кажутся способом отвлечь родителей от ссор, и тогда ребенок берет на себя роль спасателя и начинает часто болеть, чтобы пропускать школу — лишь бы родители объединились и занимались его лечением, а не ругались.
Если в школу не хочет первоклассник
Переход из детского сада в школу — ответственный и важный шаг в жизни ребенка. Поэтому готовиться лучше заранее.
Как подготовиться к школе
Лучше все делать в комплексе:
- Эмоциональная подготовка. Рассказывайте ребенку о школе в позитивном ключе, но без отрыва от реальности.
- Физическая подготовка. Начните соблюдать режим дня заранее — если ребенок привык вставать поздно, ранние подъемы могут серьезно портить ему настроение и отношение к школе.
- Учебная подготовка. Готовиться к школе можно с середины августа: вспоминать буквы и цифры, читать по буквам и слогам, считать на предметах и палочках.
Я рекомендую готовиться к школе не только перед первым классом, а перед каждым классом — то есть ежегодно. И не за два дня до 1 сентября, а с начала августа, постепенно, чтобы организм ребенка перестраивался от каникул к учебному режиму.
Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка. Малыш осваивает новую социальную роль ученика и новый вид деятельности — учебный. Меняется его окружение: появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок.
Лучшее, что могут сделать родители в этот период — любить и принимать чадо таким, какой он есть, даже если он в чем-то неуспешен. Доверять ему и быть с ним честными, слушать и слышать детские желания и потребности. Безопасная среда, которую вы создадите, даст ребенку чувство спокойствия и уверенности, и он сможет раскрыться в учебе и увлечениях, пробуя и узнавая новое.
Также полезно соблюдать режим дня (в том числе по выходным и на каникулах), свести к минимуму гаджеты и помогать с домашними заданиями.
Не нагружайте ребенка кружками прямо с 1 сентября. Хотя для детей с СДВГ и гиперактивностью было бы полезно выбрать подвижный спорт — футбол, плавание или танцы.
Поддерживайте ребенка в его начинаниях и почаще хвалите, особенно когда он достигает даже небольших успехов (но не перехваливайте). Вне школы старайтесь чаще проводить время вместе — общаться, играть, гулять, смотреть фильмы, решать головоломки, мастерить что-нибудь руками или рисовать.

Важно прислушиваться к ребенку, помогать и поддерживать в его начинаниях
Если в школу не хочет подросток
Чаще всего подросток не хочет в школу, если сталкивается с буллингом или травлей. Но есть и другие причины.
Дефекты воспитания. Некоторые родители позволяют ребенку все, потакая его капризам, требованиям и манипуляциям. На деле они обычно не справляются с ребенком и прикрывают свою беспомощность «свободным и демократическим воспитанием».
Такой ребенок привык к вседозволенности. Он не хочет ходить в школу и не хочет учиться. Его сложно разбудить к первому уроку, сложно заставить дойти до школы, сложно «включить» в учебный процесс. Что уж говорить про качественное выполнение уроков.
Неблагополучная семья. Подростки из неблагополучных семей тоже часто теряют интерес к учебе. Иногда на первый план у них выходят другие интересы: алкоголь, наркотики, интерес к противоположному полу, воровство и пр. А иногда наоборот — учиться некогда, так как нужно присматривать за младшими братьями и сестрами, пока родители не в состоянии заниматься семьей.
Нет друзей. Бывает, что ребенок перешел в другую школу и не может завести друзей. Или в другую школу перешел лучший друг, а может и вовсе переехал в другой город или страну.
Вкус денег. Подростки, которые начали подрабатывать, часто теряют интерес к школе. Если ребенок может заработать 7-10 тысяч в неделю, ему непонятно, что может дать школа.
Стыдные ситуации. Например, в чат класса выложили информацию интимного характера о подростке. Ребенок, опозоренный на весь класс, школу или район, может отказаться ходить на занятия.
К другим причинам можно отнести сложную учебную программу, страх или конфликт с конкретным учителем, страх перед контрольной или экзаменом.
Как исправить ситуацию
Важную роль играет доверие ребенка к людям и миру. Оно закладывается еще на этапе беременности, когда родители обращаются к малышу и транслируют ему, что он в безопасности, что мама и папа рядом. Когда ребенок родился и уже подрастает, доверие тоже можно формировать, но важно помнить: чем старше ребенок, тем сложнее это сделать с нуля.
Базовая потребность каждого человека с рождения — безопасность. Малыш безусловно доверяет тому взрослому, который всегда рядом (тем более в опасной ситуации), который защитит и накормит. К такому человеку ребенок максимально привязан, и это могут быть не только родители.
Другая важная составляющая доверия —искренность. Общайтесь с ребенком честно и открыто, на доступном ему языке. Не бойтесь говорить правду, даже если она горькая. Интересуйтесь его делами, чтобы он чувствовал, что ценен в глазах родителей, внимательно слушайте рассказы и рассуждения малыша. С раннего возраста учите ребенка делиться своими радостями, даже если это всего лишь цветное стеклышко на солнце, и горестями, даже если это всего лишь сломанная лопатка. А также учите малыша просить и принимать помощь.
Еще родителям важно быть авторитетом и примером для подражания для своего ребенка. Будьте ответственными — если что-то пообещали, обязательно выполните, а если не получается выполнить —поговорите и объясните ситуацию, если необходимо — извинитесь и обговорите новые условия.
И, конечно, самое главное: ребенку важно знать, что родители любят его любым, даже когда он неправ, агрессивен или неуспешен. Принимайте малыша без критики и осуждения, таким, какой он есть, поддерживайте безусловно. Тогда он будет доверять вам, и снежный ком проблем, связанных со школой, не накопится.