Основа Детства
Связаться с нами: info@osnovadetstva.ru

«ОСНОВА ДЕТСТВА» работает в области информационных технологий. Код деятельности 2.01. Вся информация носит рекомендательный характер

Политика конфиденциальности

«Хорошо родиться дворянином в дореволюционной России, все двери открыты», — так рассуждаем мы сегодня. Но дворянское звание предполагало и большую ответственность, нести которую смог бы не каждый.

С детства ребенок благородного происхождения сталкивался с кучей правил и ограничений, которым нужно безропотно подчиняться. Обратимся к дворянскому воспитанию в России и подумаем, какие из правил пошли бы на пользу и сегодняшним детям.

В этой статье:

Знай свое место, сын мой!

Сегодня все чаще обсуждают детоцентричность нашего общества. Фразы: «Все лучшее — детям» и «Лишь бы моему ребенку было хорошо» — заполонили комментарии блогов. Но в 18-19 веках все было иначе: ребенок даже дворянского происхождения не был особенной ценностью. И немудрено: в каждой семье рождалось по 10-15 младенцев. И хотя далеко не каждый доживал до сознательного возраста, никому и в голову не приходило беречь свое чадо как зеницу ока.

В то время любви к детям не пересаливали. Они держались в духе подобострастья, чуть ли не крепостного права, и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них.

из мемуаров графа Владимира Сологуба

Система «дети для родителей» в 18-19 веках прослеживалась во всем — от распорядка дня до регламентированного времени общения с родителями. Дети жили на своей, специально отведенной половине дома. В быту им помогали няни и гувернеры, грудных детей нянчили кормилицы, а ближе к семи годам появлялись домашние педагоги. Ребенока с ранних лет окружали слуги, родителей же можно было видеть только в строго отведенные часы. И подобные «свидания» не отличались длительностью, ведь у родителей было полно собственных забот!

Помните эпизод из «Войны и мира», когда Андрей Болконский приезжает домой навестить отца и терпеливо ждет, когда у того настанет приемное время? Хотя князь был уже взрослым, но заложенное с детства уважение к личному пространству и времени родителей было столь сильно, что он не смел тревожить отца даже после длительной разлуки!

Родителей называли исключительно на «Вы», при входе в помещение им кланялись. Также в семьях культивировали уважение и к другим родственникам. Например, бабушек и дедушек в переписке называли «любезнейшими».

Никакой теплоты, нежности и, в целом, проявления чувств по отношению к детям дворянский этикет не допускал. Приголубить и пожалеть их могла няня, но никак не собственные отец и мать. Неслучайно мы знаем истории, когда няня становилась для ребенка на всю жизнь чуть ли не более важным человеком, чем родная мама.

Вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно.

из письма Александра Пушкина литератору Дмитрию Княжевичу

Провожать — так с музыкой

Если эмоциям в дворянских семьях уделялось мало внимания, то образование и развитие всегда стояли во главе угла. Здесь, конечно, все зависело от материального положения семьи, но обычно детям старались нанять лучших иностранных педагогов.

Образованию мальчиков уделяли гораздо больше внимания. Хотя и девочек обязательно обучали хотя бы базовым навыкам грамотности: еще Петр I велел не выдавать замуж девиц, которые не способны написать свое имя. Девочкам обязательно давали азы нотной грамоты, учили играть хотя бы на одном музыкальном инструменте. Впрочем, дворянские юноши тоже не отставали: обычно они неплохо разбирались в музыке. И те, и другие умели танцевать — в 19 столетии, в эпоху «Золотого века» русского дворянства, уметь двигаться на балах было так же важно, как знать базовые правила гигиены.

И девочек, и мальчиков обязательно обучали Закону Божьему: они должны были знать Священное Писание, чтить церковные праздники, правильно молиться и соблюдать посты.

Получив курс домашнего образования, мальчики отправлялись проходить школу жизни в кадетские корпуса или военные училища. Девочек же, как правило, обучали в Институтах благородных девиц. В России было три крупнейших заведения такого рода: Смольный и Мариинский в Санкт-Петербурге и Екатерининский в Москве.

Некоторые семьи шли дальше и отправляли детей получать образование за границу. Так, например, оба сына Зинаиды и Феликса Юсуповых учились в Оксфорде. Николай и Феликс Юсуповы оставили о себе много воспоминаний у других студентов университета. И если в случае со старшим Николаем воспоминания были почти все положительными, то репутация Феликса как в Англии, так и на Родине, была противоречивой. Он умудрялся напиваться до полузабытия, покупать коров у местных жительниц и устраивать разборки с другими студентами. Что еще раз подтверждает: из каждого правила есть исключение. Несмотря на строгое дворянское воспитание, Феликс Юсупов умудрился остаться повесой и гулякой.

Кстати, в самом Оксфорде правила воспитания были ничуть не менее строгими, чем в русских дворянских семьях. Так что отпрысков неспроста готовили к спартанскому будущему.

Из мемуаров Феликса Юсупова

Студенты, жившие в колледже, обязаны были возвращаться не позже полуночи. Следили за этим строго. Кто нарушал правило трижды за семестр, бывал исключен. В этом случае устраивались его похороны. Всем колледжем провожали его на вокзал под звуки похоронного марша.

Во спасенье нарушителей я придумал связать из простыней веревку и спускать ее с крыши до земли. Опоздавший стучал мне в окно, я лез на крышу и скидывал ему веревку. Однажды ночью ко мне в окно постучали. Я бросился на крышу, скинул веревку и поднял… полицейского! Не вмешайся архиепископ Лондонский, выгнали б и меня из колледжа.

Первым делом — ЗОЖ

К концу 19 и началу 20 века особое значение в дворянских семьях приобретает физическое развитие детей. Оно, конечно, и раньше было важным: ведь мальчиков с детства готовили к военной службе, а девочек – к деторождению. И то, и другое требует недюжинного здоровья! Но на рубеже веков к требованиям общества подключается и мода.

Возрожденные в 1896 году Олимпийские игры подогревают интерес к спорту. Даже тех детей, которые отличались болезненностью и бледностью, начинают обучать фехтованию, верховой езде и азам гимнастики. В моду входят разного рода диеты и «здоровые» системы питания.

Набравшись, как я впоследствии узнал, принципов Руссо, отец не позволял детям употреблять сахару и духов*Специй — примечание автора*. Но доктора присудили поить Васю желудковым*Желудевым — примечание автора* кофеем с молоком. Напиток этот для нас, не знавших сахару, казался чрезвычайно вкусным. Изюм и чернослив не входили в разряд запретных сахарных и медовых сладостей.

из воспоминаний поэта Афанасия Фета

Такая строгость в питании не случайна. Жена последнего императора Франции Наполеона III Евгения Монтихо, которая обладала хрупкой фигурой, ввела моду на худобу. А все, что популярно во Франции, рано или поздно становилось достоянием русских дворян. Так, например, поддавшись аристократической моде на стройность, императрица Александра Федоровна требовала от дочек «блюсти фигуру».

Она сама особенно не увлекалась мясом, и то же самое прививала Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии. И если первые две справлялись с требованиями матушки на «отлично», ибо от природы были высоки и стройны, то младшие девочки часто вызывали недовольство матери. Поскольку коренастыми фигурами явно уродились в дедушку — императора Александра III.

Как видите, требования к детям в аристократических семьях Российской империи к 20 веку стали современными. Похожие тенденции мы наблюдаем и сегодня: стремление к стройности, физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию. Разве что обоюдные чувства детей и родителей друг к другу больше не табуированы, и за их проявление вряд ли кто-то будет критиковать.

Книги о воспитании в дворянских семьях России

Я рекомендую такую подборку:

Узнавайте новое каждый день — подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы получать лучшие статьи о детях и их воспитании.

90
Хотите больше классных статей?

Подписываясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Еще больше полезного:

Поделиться