Основа Детства
Связаться с нами: info@osnovadetstva.ru

«ОСНОВА ДЕТСТВА» работает в области информационных технологий. Код деятельности 2.01. Вся информация носит рекомендательный характер

Политика конфиденциальности

Половое воспитание детей: как и когда говорить на «неудобные» темы

Взгляд семейного и детского психолога

Половое воспитание — это не разовый разговор с испариной на лбу. Это диалог, доверие — я бы даже сказала, целая система «вбросов» информации в соответствии с возрастом ребенка. И каждому родителю важно знать этапы психосексуального развития, ведь каждому возрасту — свои послания.

В этой статье:

Зачем нужно половое воспитание

Удивительно, но самый частый вопрос, который я слышу от родителей на консультациях — не «что говорить», а «вдруг я все испорчу?» и «не будет ли он больше интересоваться темой, если я первая начну с ним разговор?».

Это понятный страх. Мы сами выросли в культуре молчания. Там, где слово «половой» звучало неприлично, а тело было объектом стыда и табу. Но стоит воспринимать процесс иначе. Это не «про секс» — это про близость, доверие и безопасность.

Половое воспитание нужно, чтобы у ребенка было право быть собой. Это про то, в каком мире живет ваш ребенок. Он имеет право жить в мире, где он:

  • понимает границы, чувствует их и умеет говорить «нет»;
  • знает, как себя защитить, если кто-то попытается эти границы нарушить;
  • не стыдится своего тела, не путает заботу о себе с чем-то постыдным;
  • видит уважение в отношениях, учится строить их не из страха, а из контакта с собой, своего тепла и нежности.

И да, это защита. Дети, которые знают, как устроено их тело и что с ним допустимо, реже становятся жертвами абьюза и насилия. Это подтверждают и психологи, и педагоги, и сами подростки, а также многие зарубежные исследования.

Половое воспитание — это про здоровье, безопасность и уверенность ребенка в себе. Если мы молчим, ребенок все равно будет искать ответы — только у сверстников, в интернете или через случайный опыт, зачастую искаженный или травматичный

Когда начинать половое воспитание

Разговоры о теле и отношениях начинаются не в 14 лет. Они начинаются в 2-3 года, когда нужно познакомить ребенка с его телом и правилами обращения с ним. Они такие:

  • есть интимные части тела: зона трусиков, грудь и рот;
  • у интимных частей тела есть названия: пенис, половой член и вульва;
  • перед кем можно раздеваться, а перед кем нет;
  • кто может видеть, прикасаться к половым органам, а кто нет;
  • базовые принципы гигиены – что важно мыться, и как именно;
  • все, что связано с туалетом.

Как отвечать на «неудобные вопросы»: рекомендации для разного возраста

По мере взросления дети задают неудобные вопросы. Примеры ответов на вопросы детей по возрастам.

3-4 года. Откуда берутся дети? Ответ может быть таким:

— У мамы в животе есть специальный орган — матка. Там малыши растут, пока не будут достаточно большими, чтобы родиться — появиться на свет.

4-5 лет. Как я родился? Варианты ответа:

— Когда малыш готов родиться, матка выталкивает его через влагалище мамы.

— Когда малыш становится достаточно большой, малыш выходит по родовому каналу.

5-6 лет. Как зачинается ребенок? Можно ответить так:

— В яичках папы созревают сперматозоиды, а в яичниках мамы — яйцеклетки. Когда они соединяются, в матке начинает расти ребенок.

К пяти годам ребенок должен знать анатомические названия половых органов, разницу полов — чем мальчик отличается от девочки. А также «правило трусиков».

«Правило трусиков»

Это набор важных аспектов, о которых должен знать ребенок:

  • его не должны касаться другие люди в тех местах тела, которые обычно закрыты нижним бельем, а еще в области груди и рта;
  • дети не должны касаться других в этих местах;
  • рассказываем, как различать безопасные и небезопасные прикосновения, плохие и хорошие секреты;
  • учим, как вести себя, если кто-то прикасается небезопасно — к кому обращаться и как не чувствовать себя виноватым.

Мультфильм по теме:

Кико и рука

Бывает, что ребенок показывает другим детям свои половые органы или просит посмотреть. Что делать в таком случае?

  1. Признать, что интерес ребенка естественный и нормальный: конечно, это любопытно — посмотреть, что у мальчишек и девчонок в трусиках.
  2. Начать разговор о безопасности: «Пожалуй, ты уже достаточно взрослый, чтобы узнать одно важное правило» и рассказать про «правило трусиков».

«Недетские» игры дошкольников — это норма. Дети изучают тело и гендерные роли. Травмирует не сама игра, а реакция взрослых на игру

6–9 лет. Откуда берутся дети? Что такое секс? В этом возрасте можно рассказать об основах репродукции, эмбрионах и родах. Можно использовать такие слова: «Природа создала мужские и женские тела, чтобы они сочетались, как кусочки головоломки. Мужчина вводит свой пенис во влагалище женщины. Если они действуют бережно и по взаимному согласию, это приятно. Секс — один из способов показать любовь друг к другу. Секс только для взрослых».

Как говорить о сексе?

В формате диалога. Это не лекция, а разговор, где у ребенка есть право на мнение и вопросы. Лучше говорить коротко, на понятном языке, и всегда уточнять: «А как ты это понимаешь?» или «Что ты об этом слышал?».

Вот еще несколько важных советов, как провести этот диалог:

  1. В соответствии с возрастом. Давать ответ по запросу, избегая «аистов» и «капусты», но и без лишней информации.
  2. В комфортном эмоциональном состоянии. Если вам неловко, потренируйтесь говорить перед зеркалом. Ребенок считывает эмоции: если вы стесняетесь и краснеете, он подумает, что и ему нужно стыдиться.
  3. С соблюдением границ. Если ребенок не хочет говорить — не настаивайте. Скажите ему: «Если захочешь узнать больше — я всегда рядом».

Важно донести две ключевые идеи, которые формируют здоровое отношение к теме:

Секс — это хорошо, а не что-то постыдное. Это часть жизни взрослых людей, которая может приносить чувство близости и удовольствие, укрепляет отношения и благодаря ей появляются дети.

Если ребенок вырастает с установкой «секс — это грязно и стыдно», это напрямую влияет на его самооценку, телесность и способность строить близкие отношения. Поэтому можно с раннего возраста мягко формировать позитивный образ: «Секс — это одна из форм любви между взрослыми, которая может быть приятной и важной для них обоих».

Секс — только для взрослых. Ребенок должен знать, что это не для детей. Не потому что «нельзя», а потому что тело и психика ребенка еще не готовы к этому. А сексуальные отношения требуют зрелости, доверия и ответственности.

Так можно защитить ребенка от ранней сексуализации, давления и насилия — не через запугивание, а через уважение к границам.

Если у ребенка нет запроса на эту тему, стоит завести разговор самим — сделать это лучше до 7 лет.

10–13 лет. Изменения тела, гормоны и эмоции. У ребенка меняется тело и гормональный фон, появляется интерес к себе и другим. Часто — тревожный интерес.

Говорите о менструации, поллюциях, росте груди, запахах и поте. Не подшучивайте над подростком, не отмахивайтесь. Для него это важно — и страшно. Объясните, что с телом все в порядке. Оно взрослеет — и это нормально.

14+ лет. Про секс, чувства и ответственность. Уже важно обсуждать не только физиологию, но и согласие, безопасность и выбор. Откровенно, без угроз и моралей.

Пример: «Если вы оба этого хотите, если оба согласны — это ваше право. Но стоит знать, какие у этого есть последствия, как себя защитить, и быть уверенным, что это не из страха, вины или давления».

А если уже поздно?

Если ребенку 15, а вы ни разу не говорили на эту тему, — никогда не поздно. Даже если разговор начнется с неловкости и сначала будет молчание.

Скажите честно: «Я жалею, что мы не говорили об этом раньше. Но я готова быть рядом и сейчас. Если тебе будет нужно — я рядом. Без осуждения».

Возможно, подросток сначала закатит глаза. Но он запомнит, что вы готовы говорить. А потом — сам вернется.

Половое воспитание — это про любовь, и про вас тоже. Ребенок узнает о теле, сексе и границах не из учебника. А из того, как вы смотрите на себя в зеркало, как реагируете на вопросы, как говорите «нет» и позволяете себе быть собой.

Половое воспитание — это процесс. Иногда нелегкий, иногда — смешной. Но всегда — живой. И если вы не сбежите от этих разговоров, ребенок не сбежит от себя. А это, поверьте, гораздо важнее, чем знать, «откуда берутся дети».

В помощь родителям: книги, которые можно читать вместе

Для малышей и младших школьников:

Для подростков:

Для родителей:

Узнавайте новое каждый день — подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы получать лучшие статьи о детях и их воспитании.

28
Хотите больше классных статей?

Подписываясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Еще больше полезного:

Поделиться