Основа Детства
Связаться с нами: info@osnovadetstva.ru

«ОСНОВА ДЕТСТВА» работает в области информационных технологий. Код деятельности 2.01. Вся информация носит рекомендательный характер

Политика конфиденциальности

Арт-терапия — один из самых бережных подходов в психотерапии. В нем работа с запросом происходит через творчество — рисование, коллаж, лепку, музыку или танец.

Расскажу о принципах работы этого психотерапевтического направления и дам простые техники самопомощи на случай, если работа со специалистом по каким-то причинам невозможна.

О чем пойдет речь:

Почему арт-терапия?

Термин «арт-терапия», или «лечение искусством», ввел в употребление британский художник, один из основателей данного направления психотерапии Адриан Хилл. Он же сыграл ключевую роль в ее развитии. В 1940-х годах он работал в лондонских госпиталях, где использовал художественные методы для работы с эмоциональными и психическими травмами больных и раненых. Пациенты создавали произведения искусства — это был способ самовыражения и осознания своих чувств и эмоций.

В арт-терапии используют механизм проекции: человек переносит переживания и эмоции на внешние объекты, например, на арт-объекты, которые он создает. Творческий процесс под руководством специалиста помогает мягко и бережно выразить чувства и проанализировать их, понять причины и найти решения.

Преимущества арт-терапевтического направления

Современная жизнь полна дедлайнов, отчетов, высоких стандартов и больших ожиданий. Арт-терапия позволяет замедлиться и выразить свои эмоции и переживания без слов, через творчество.

Это особенно актуально для детей и подростков. Их эмоциональное и психическое здоровье постоянно под влиянием: школьные оценки, конфликты со сверстниками, интернет и социальные сети, проблемы дома. Такое давление может вызвать задержки в социальном и образовательном развитии и влияет на качество жизни в будущем. Арт-терапия создает безопасное пространство, в котором можно бережно и эффективно взаимодействовать со своими переживаниями и подавленными конфликтами.

В работе с детьми арт-терапия зачастую более эффективна, чем традиционные психотерапевтические методы. Мозг ребенка только формируется, поэтому многие переживания ему трудно выразить словами. Та часть головного мозга, которая отвечает за речь и логическое мышление, окончательно созревает только к 18 годам. А сознание формируется на основе образов и эмоций, которые возникают в более глубоких, древних слоях мозга — доступ к ним через вербальные методы затруднен.

В то же время арт-практики активируют лимбическую зону — область мозга, отвечающую за обработку эмоций. Это позволяет человеку безопасно испытывать и выражать подавленные чувства, что ведет к снижению стресса и напряженности.

Также важно понимать, что любое травмирующее событие в жизни человека, а особенно ребенка, запоминается в невербальной форме: «образ + эмоция». В процессе арт-терапии задействованы все зоны мозга. Можно сказать, что мозг стимулирует сам себя. Это позволяет невербально, с помощью творчества выразить то, что в обычной жизни сложно или невозможно выразить словами.

Как арт-терапия влияет на ребенка:

  • уменьшает усталость и снимает напряжение;
  • улучшает когнитивные способности, в том числе память;
  • повышает концентрацию внимания;
  • активизирует дивергентное мышление, что позволяет находить нестандартные решения задач в повседневной жизни.
  • снижает стресс и помогает расслабиться; появляется чувство радости и счастья.

Роль арт-терапевта в процессе интуитивного творчества

В арт-терапевтическом пространстве нет жестких правил и догм: творчество выступает как способ самовыражения. Это особенно подходит для детей, ведь здесь есть пространство для игры и возможность перестать контролировать свои действия. В процессе арт-терапевтической сессии важно прислушаться к своему телу, отключить рациональное мышление — и войти в процесс созидания.

Арт-терапевтический термин «интуитивное рисование» как раз говорит о том, что процесс не регламентирован. С помощью различных художественных материалов клиент выражает свои чувства и выплескивает эмоции на полотно.

Арт-терапия — это общение тела с разумом

Кэти Мальчиоди, американский арт-терапевт

Арт-терапия создает пространство для самовыражения, где тело может говорить через формы, цвета и текстуры, а разум, откликаясь, интерпретирует и осмысливает это выражение. Этот процесс — исцеляющий, и значительно меняет восприятие собственного «Я».

Важную роль играет арт-терапевт. Он не учитель и не наставник, и не пытается навязать свое видение. Он скорее проводник: его задача — направлять процесс и создавать гармонию между клиентом и его художественным произведением.

Выбирая цвета в арт-терапии, важно прислушиваться к отклику в теле

Арт-терапевт создает безопасное пространство для самовыражения и исследования себя, своих чувств и глубинных переживаний, скрытых в подсознании

Методы и техники арт-терапии

Работа в арт-терапии ведется через метафоры. Метафора — это инструмент, который позволяет клиенту выразить свои переживания и чувства через образы и символы. Любое творческое произведение, будь то рисунок, скульптура, коллаж или танец, — метафора внутреннего мира клиента или его конкретного переживания.

Способы увидеть проблему клиента через метафору:

  • изобразительные метафоры — рисунки, мандалы, коллажи, маски, фигуры из глины;
  • телесные метафоры — танцевальные и двигательные практики, работа с позой и жестами;
  • словесные метафоры — создание сказок и историй, работа с метафорическими картами;
  • природные метафоры — мандалы из природных объектов.

Метафора позволяет ребенку говорить о проблемах не прямо, а косвенно — через образы, символы и истории. Это делает процесс терапии более безопасным и доступным.

Техники арт-терапии достаточно универсальны. Ими можно пользоваться в удобное время, даже если нет возможности поработать с терапевтом.

Перечислю несколько методов для самоанализа. Перед их выполнением сядьте удобно и разместите ноги на полу, не перекрещивая их. Сделайте 2–3 глубоких вдоха-выдоха.

Арт-техники самопомощи

Техника «Мандала текущего состояния»

Для чего: выразить и снизить интенсивность переполняющих чувств, обрести ясность.

Что понадобится: лист А4, пастель или цветные карандаши.

Как выполнять:

  1. Нарисуйте большой круг — обведите тарелку или используйте циркуль.
  2. Сфокусируйтесь на чувстве или состоянии в теле. Постарайтесь отключить контроль мыслей.
  3. Возьмите пастель или карандаш того цвета, на которое откликается тело, и заполняйте круг, выражая состояние. Меняйте цвета, нажим и формы — правил нет. Рисуйте, пока круг не заполнится.

Что делать с мандалой:

  • посмотрите на рисунок с расстояния вытянутой руки, покрутите и найдите «правильное» положение для себя;
  • вырежьте рисунок по контуру, дайте ему название с использованием прилагательного — например, «Бурлящая сила» или «Яркий гнев»;
  • мандалу с негативными эмоциями сожгите, а ресурсную, например, связанную с радостью или удачей — сохраните и повесьте дома.

Эффект: снижение напряжения, разотождествление с негативным чувством.

Арт-техники самопомощи

Техника «Мой страх»

Для чего: работа со страхами, снижение напряжения, трансформация чувств; подходит для детей и взрослых.

Что нужно: лист А4, пастель или гуашь, кисти.

Как выполнять:

  1. Сфокусируйтесь на чувстве страха в теле, отключите контроль мыслей.
  2. Изобразите страх на листе бумаги с помощью пастели или гуаши.

Что делать с рисунком: посмотрите на него с расстояния вытянутой руки. Дайте ему название с прилагательным — например, «Белый ужас». Задайте вопросы рисунку и ответьте, оставаясь в контакте с ним:

  • как давно появился страх?
  • для чего он нужен?
  • что он хочет донести?
  • в чем страх нуждается?
  • какое послание несет?

Эффект: контроль над страхом, снижение напряжения, возможное раскрытие скрытых чувств. Особенно помогает детям в работе со снами, кошмарами и фобиями.

Арт-техники самопомощи

Техника «Сказка»

Для чего: проработка проблем в школе, на работе или в семье через метафору. Подходит для взрослых, детей и подростков.

Что нужно: лист бумаги и ручка.

Как выполнять:

  1. Сфокусируйтесь на проблеме или чувстве в теле, отключите контроль мыслей.
  2. Напишите сказку о герое, который стремится к цели или решает проблему, встречая препятствия и помощников. Стилистика сказки свободная. Пишите, пока не захочется остановиться.

Эффект: выражение эмоций через метафору, осознание проблемы, снижение внутреннего напряжения.

Арт-терапевт мягко направляет ребенка, помогая ему выразить через творчество то, что сложно сказать словами

Такая терапия помогает детям безопасно проживать сложные чувства и находить внутренние опоры через творчество

Арт-терапия при работе с детской депрессией, СДВГ и РАС

Арт-терапия — эффективный метод работы с детьми с такими эмоциональными и поведенческими трудностями, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутического спектра (РАС) и депрессия. Терапия в этом случае помогает выразить чувства, снизить тревожность и улучшить общее психоэмоциональное состояние через творческие процессы.

Для детей с СДВГ арт-терапия — удобный способ дать выход энергии и сосредоточиться. Рисование, лепка или работа с другими творческими материалами отвлекает от импульсивных мыслей и улучшает концентрацию. В процессе арт-терапии специалисты помогают детям развивать навыки саморегуляции и осваивать экологичные способы выражения эмоций.

Для детей с расстройствами аутического спектра это ценный инструмент для коммуникации. Детям с аутизмом трудно дается вербальное общение, поэтому создание арт-терапевтических работ может стать альтернативным способом самовыражения. Через творчество специалист помогает детям с РАС установить контакт с собой и окружающими. А значит ребенок сможет развивать свои социальные навыки и охотнее идти на контакт с другими детьми.

В случаях с депрессией арт-терапия дает возможность исследовать и выражать чувствительность к переживаниям в безопасной и поддерживающей среде. Дети могут визуализировать свои чувства и превращать их в художественные образы. Это облегчает процесс осознания и проработки негативных эмоций. Такой подход меняет психоэмоциональное состояние в лучшую сторону и развивает позитивную самооценку.

Конечно, арт-терапия — это не замена, а важное дополнение к комплексному лечению детей с СДВГ, аутизмом и депрессией. Но «лечение искусством» безусловно способствует эмоциональному и психологическому развитию маленьких пациентов.

Проблемы и ограничения арт-терапии

Как и в любой другой практике, в арт-терапии специалист сталкивается с определенными вызовами. Нельзя сказать, что это универсальный «ключ от всех дверей». Не все готовы сразу открыться и творить.

Некоторые дети сталкиваются с внутренними барьерами, которые затрудняют процесс самовыражения. Поэтому задача терапевта — создать комфортную атмосферу, где каждый может раскрываться в безопасности. Кроме того, арт-терапия не исключает параллельную работу в других методиках и психотерапевтических направлениях.

Чтение для души

Хочу поделиться некоторыми книгами по арт-терапии. Они помогут лучше понять принцип работы в этом методе, а также подобрать техники для себя и близких.

  1. «Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство», Грегг М. Ферс. Отличное пособие по интерпретации рисунков. Пригодится для работы в семье или в детских учреждениях. Автор рассказывает, как интерпретировать рисунки и как с их помощью устанавливать связь с собеседником на уровне бессознательного диалога.
  2. «Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии», Сью Дженнингс и Асе Минде. Книга-пособие по арт- и драма-терапии с теоретическими и практическими блоками.
  3. «Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия», Александр Копытин и Беверли Корт. Книга рассчитана в первую очередь на специалистов, которые работают в арт-терапии и психологии. Но будет интересна и тем, кто интересуется творческим подходом к самосознанию. В издании предложено много техник и теоретическая база.
  4. «Арт-терапевтические техники в тренинге», Татьяна Колошина и Александр Трусь. В книге много техник по сказкотерапии и маскотерапии, а также по работе с мандалой и коллажом.
  5. «Практикум по креативной терапии», Татьяна Зинкевич-Евстигнеева и Татьяна Грабенко. В издании описаны современные методы и техники терапии творчеством — сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. К слову, именно Татьяна Михайловна Грабенко была одной их тех, кто обучал меня арт-терапевтическим практикам.

Арт-терапия способна творить чудеса. В руках грамотного специалиста она помогает безопасно идти на контакт со своими чувствами и находить внутренние ресурсы через творчество. Это увлекательный процесс, который завораживает простотой и огромным терапевтическим потенциалом. Пробуйте разное, ищите свой метод. Возможно, арт-терапия — именно то, что вы так долго искали.

Узнавайте новое каждый день — подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы получать лучшие статьи о детях и их воспитании.

50
Хотите больше классных статей?

Подписываясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Еще больше полезного:

Поделиться