Как научить ребенка читать: методики обучения чтению
Умение читать — не просто школьный навык, а фундамент для успешной учебы, развития речи и просто уверенности в себе. Если ребенку чтение дается легко и без стресса, ему проще потом адаптироваться к школьной программе. Но как правильно подступиться к обучению этому навыку — без давления, слез и скучных упражнений? Расскажу про типичные ошибки и проверенные методики, которые превратят обучение в увлекательный процесс.
Нормы: когда нужно начинать
В современном мире родители стремятся как можно раньше приступить к обучению ребенка читать. Иной раз это происходит еще до года, когда малышу показывают карточки с изображениями и написанным крупными буквами названием. Но важно понимать, что физиологически ребенок готов обучаться чтению только к пяти годам.
Возрастные рекомендации. Оптимальный возраст начинать занятия — 4–6 лет. Когда мозг ребенка готов к нужным процессам анализа и синтеза, и дети могут различать буквы и звуки. При этом учитывают индивидуальные особенности и аспекты развития ребенка.
В четыре года можно начать подготовку с элементарных вещей: лепить буквы из пластилина, выкладывать их из пуговиц, веревок, показывать их руками или всем телом. Это будет увлекать малыша и формирует интерес к будущему чтению. Кроме того, подобные занятия развивают мелкую и крупная моторику, межполушарные связи, что благотворно для развития ребенка в целом.

Начинайте первые шаги к обучению читать в игровой форме. Каждая пуговичка — это шаг к чтению, а ниточка — дорожка к новым знаниям! Играем, запоминаем буквы, а заодно тренируем пальчики
Индивидуальные особенности детей. Некоторые дети проявляют интерес к буквам раньше, другие — позже. Главное — не форсировать процесс, а ориентироваться на готовность маленького человека.
В младшем возрасте уделяют особое внимание общему речевому развитию и произносительной стороне речи. Чем больше звуков ребенок говорит правильно к началу обучения чтению, тем легче и гармоничнее протекает процесс.
Если ребенок не выговаривает или искажает какие-то звуки, это отражается на чтении, а затем и на письме. Если к пяти годам малыш произносит слова мягко: «СЯПКЯ», «НЕТЬ», «ДЯ» и «КИСЯ». И не выговаривает, например, звуки «С», «З», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч» и «Щ», — проконсультируйтесь с логопедом.
Интерес к буквам и положительные эмоции на игровые формы обучения говорят о готовности ребенка к этому важному процессу. Если же ребенок отстраняется и ему не нравится, то либо он еще не готов, либо нужно подключить больше игровых моментов. Главное, не настаивайте, так как можно отбить интерес к чтению.
Созревание глаза и его роль в чтении. До 5–6 лет у детей еще формируется бинокулярное зрение, поэтому длительное чтение вызывает усталость. Поэтому важно дозировать нагрузку.
Соблюдайте зрительную гигиену при чтении:
- хорошее освещение, желательно естественное;
- расстояние между книгой и глазами — около 30 см.
В чтении еще важны глазодвигательные процессы — они позволяют передвигать взгляд по строке и удерживать его на буквах. Если глазодвигательные процессы развиваются с задержкой, это может негативно отразиться на обучении в школе, где нужно внимательно следить за тем, что учитель пишет на доске.
Сигналы, указывающие на необходимость помощи. Если у родителей не получается заинтересовать и мотивировать ребенка, можно обратиться к специалисту, который профессионально и в игровой форме научит ребенка читать.
Также надо проконсультироваться с логопедом или детским психологом, если ребенок путает буквы, не запоминает слоги или испытывает трудности с артикуляцией, а к 6–7 годам не может сливать звуки в слоги.
Еще важны зрительное внимание и способность ребенка удерживать его достаточное время — не отвлекаясь. Если вы видите, что малыш постоянно перескакивает глазами со строки на строку, между словами, отвлекается и не дочитывает — обратитесь к специалисту. Ведь важно не запустить процесс, избежать в будущем трудностей при обучении в школе и необходимость коррекции.
Типичные ошибки при обучении и советы родителям
Одна из распространенных ошибок родителей — называть буквы, как в школе: «Б» — «БЭ», «М»- «МЭ» и т. д. Так ребенок начинает читать слово мама как «МЭАМЭА». Поэтому в дошкольном возрасте буквы называют напрямую звуками. А при покупке говорящей азбуки и игрушек нужно проверять, как они произносят буквы.
Обучение должно идти от понимания, что такое буква, а что такое звук. Чтобы параллельно с чтением развивался звукобуквенный анализ и фонематическое восприятие. Чтобы ребенок мог вычленять звуки и буквы в начале, середине и в конце слова. И соотносил услышанный звук с написанной буквой. Это будет отличной профилактикой дисграфии в школе.
Разница между чтением слогами и угадыванием слова. Некоторые дети запоминают слова целиком, не понимая принципов сложения букв. Это может затруднить обучение, поэтому важно учить слоговому чтению. А также стимулировать понимание прочитанного: понял ли ребенок прочитанное слово, какой смысл предложения или рассказа. Часто родители слишком фокусируются на технике и скорости чтения, не уделяя должного внимания пониманию.
В моей практике были дети, которых родители научили читать быстро, быстрее взрослого, но они не могли пересказать смысл. Чтобы избежать этого, после прочтения слова, предложения и рассказа задавайте вопросы. Не напрямую: «О чем ты прочитал?». А наводящие вопросы, чтобы было интереснее и веселее. Например, после прочтения стихотворение «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик», спросите: «Чем играла Таня? Куда укатился у нее мячик?». Можно добавить и юмора: «А как звали мальчика в стихотворении?».
Ребенок при этом будет чувствовать свою значимость и важность: он запомнил то, чего не запомнила мама. Обязательно эмоционально реагируйте на ответы ребенка и хвалите его за то, что он так здорово все запомнил.
Как выбрать пособия для обучения чтению
Обучение чтению должно стать увлекательной игрой, а не тягостной обязательной задачей. Сейчас много обучающей литературы, и хорошо, когда в ней присутствует игра: чтобы можно было читать, искать, соединять и сравнивать. А не просто механическое чтение слогов и слов. И, само собой, чтобы картинки были простыми, яркими и красивыми.
Когда же ребенок уже начал читать, подбирайте книги по его интересам. Не то, что рекомендует классика, а то, чем он увлекается. Например, есть азбуки с наклейками, где вместо некоторых слов надо вклеивать картинку по смыслу прочитанного.
Типы учебных материалов:
- буквари;
- кубики Зайцева;
- карточки Домана;
- интерактивные приложения;
- бумажные и электронные говорящие азбуки.
Выбор зависит от предпочтений ребенка и методики, которую вы используете.

Кубики Зайцева: складываем слоги, поем складушки и играем — а буквы сами запоминаются. Методика, которая превращает обучение в веселое приключение. Источник: ozon.ru

С карточками Домана даже самые маленькие быстро запоминают буквы — ярко, быстро и весело! Источник: ozon.ru

Слоги на карточках — и вот малыш уже складывает «ма-ма» и «па-па» без учебников. Доман доказал, что учиться можно легко, если превратить знания в игру. Источник: ozon.ru
Критерии выбора эффективных пособий. Хорошее пособие должно быть ярким, понятным и с постепенным усложнением заданий. Важно, чтобы оно соответствовало возрасту и интересам ребенка.
В печатных пособиях должны быть игровые механики, которые включают мыслительные процессы и внимание. Хорошо, когда картинки находятся на разных страницах со словами — так у ребенка будет необходимость не только прочитать, но и понять прочитанное, а затем найти соответствующий рисунок. Это делает процесс интереснее и увлекательнее.
Полезная литература для обучения чтению
Вот несколько хороших учебных пособий:
Что делать, если ребенок не умеет читать к школе
Добавьте альтернативные методы обучения. Используйте аудиокниги, интерактивные игры и мобильные приложения — иногда смена подхода помогает преодолеть сопротивление.
Поддержка и мотивация в процессе обучения:
- Хвалите за маленькие успехи, читайте вместе и выбирайте интересные книги. Важно, чтобы ребенок не чувствовал давления.
- Читайте сами. Пример близких и значимых взрослых — главный двигатель развития для ребенка. Если родители не читают, но при этом заставляют ребенка это делать, он искренне не понимает и начинает противиться.
- Когда ребенок уже умеет читать, читайте ему вслух, а потом останавливайтесь на самом интересном месте. Чтобы ему хотелось узнать, что произойдет дальше. Скорее всего, пока родители будут заняты, он захочет сам дочитать — любопытство возьмет верх. Но книга действительно должна быть ему интересна.
- Ходите вместе в книжные магазины, чтобы купить книги себе. Ребенок или сразу или постепенно начнет просить, чтобы и ему купили книгу. Пусть он сам выберет, какую хочет прочитать. Обязательно пробегитесь глазами по тексту перед покупкой: есть детские книги с неудачным содержанием. Сразу договаривайтесь и мотивируйте ребенка к прочтению. Можно присмотреть красочную книжку для следующей покупки — так будет мотивация быстрее прочитать ту, которую купите сейчас.
Итоги и ключевые моменты обучения чтению
Используйте игровые методы обучения чтению: словесные игры, магнитные буквы, чтение вывесок на улице — превратите обучение в увлекательный процесс! Введите ритуалы и сделайте чтение семейной традицией: совместное чтение перед сном, обсуждение книг, походы в библиотеку — это укрепляет интерес к чтению. Также важно не спешить и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Ну и конечно, важен личный пример родителей. Если ребенок видит маму и папу с книгой, то и он с большей вероятностью полюбит чтение.