Основа Детства
Связаться с нами: info@osnovadetstva.ru

«ОСНОВА ДЕТСТВА» работает в области информационных технологий. Код деятельности 2.01. Вся информация носит рекомендательный характер

Политика конфиденциальности

Когда я работала в детском саду, одним из главных слов у нас была «адаптация». Для комфортного и бережного воспитательного процесса важно, чтобы она прошла успешно, а ребенок, родители, воспитатели и другие дети могли доверять друг другу.

О чем пойдет речь:

Что такое адаптация и какая она бывает

В психологии под термином «адаптация» понимают перестройку психики под действием окружающей среды, а также приспособление человека к среде без конфликта и внутреннего дискомфорта. Иными словами, это способность существовать в обществе с учетом его требований — не забывая про свои потребности, мотивы и интересы. Адаптация ребенка в детском саду происходит по таким же законам.

Главные задачи адаптации ребенка в детском саду:

  1. Стать частью коллектива, не отказываясь от своих потребностей и желаний.
  2. Чувствовать принятие со стороны воспитателей и других детей.
  3. Перестройка детской психики для комфортного пребывания в саду.

Садик правда необходим?

Принимая решение отдавать ребенка в детский сад, нужно взвесить все «за» и «против». Ответьте себе на вопрос: «Детский сад — это необходимость, или удобный и привычный формат воспитания ребенка?».

Специалист в области когнитивных наук Татьяна Черниговская говорит: «Ясли должны быть запрещены законом». В ясли ходят дети от года до трех — по мнению психологов, это тот период, когда ребенку необходима мама. Расставание с мамой на 7-10 часов в день — травмирующий опыт.

Детский психолог Людмила Петрановская отмечает, что потребность в социализации возникает у ребенка только к трем годам, и детский сад — не обязательное условие социализации. Если ребенок не сидит круглыми сутками с бабушкой или няней дома, а общается со сверстниками на прогулке, он уже достаточно интегрирован во внешний мир.

В предыдущих поколениях под «социализацией в садике» часто имели ввиду не приобретение навыков общения, а скорее приобретение навыков быть удобным для коллектива, отодвинув свои потребности, желания и границы на второй план. Такого рода «социализация» может быть травмирующей для детской психики, которая еще не умеет отстаивать свои границы.

Если без детского сада не обойтись

Когда семье действительно не обойтись без детского сада, дам несколько рекомендаций.

Выбор детского сада. Есть дети, которые мечтают ходить в садик. Они общительны и легко знакомятся со сверстниками на прогулке. Можно предположить, что и адаптацию к садику они пройдут легко. Но даже таких детей можно отпугнуть: нечуткие воспитатели, шумные дети и слишком строгие воспитательные методы.

А есть дети, которым сложно заводить игру со сверстниками без помощи взрослого, и которым тяжело вне дома. В таком случае к выбору садика стоит отнестись внимательно.

В государственных детсадах программы похожи, а группы довольно большие — 25-30 человек. Рассчитывать на индивидуальное отношение к каждому ребенку не приходится. Частные сады, напротив, предлагают разнообразные методики развития детей и небольшие группы. Поэтому психологи рекомендуют знакомить чувствительных детей с детским садом через небольшие группы в частных садах. Тогда у ребенка сформируется положительное восприятие детского сада, и можно будет подумать о переводе в государственный.

Дети с ограниченными возможностями. Если говорить о детях с ограниченными возможностями или особенностями развития, то в зависимости от тяжести диагноза рассматривают специальные инклюзивные группы и детские сады. Там обычно работают два воспитателя в смену, чтобы обеспечить детям уход и присмотр.

Главное – воспитатель. Общая или индивидуальная программа, многочисленная или небольшая группа — все это важно, но важнее всего, чтобы рядом с детьми был добрый, чуткий и отдохнувший воспитатель.

Случай из практики

Ко мне в группу из другого детсада пришел ребенок-трехлетка. Мама говорила о сложной адаптации — в течение года ребенок ходил в садик со слезами. Понаблюдав за малышом пару недель, мы заметили, что адаптация протекает легко. Да, есть остаточный негативный опыт, но доверительные отношения складываются довольно быстро. Однажды у нас с мальчиком случился такой диалог:

— Дима, а почему в прошлом детском саду тебе не нравилось?

— Там все разговаривали на английском. Я их не понимал, а они меня.

Да, садик был британский, но персонал умел говорить и по— русски. Просто за год с мальчиком никто не построил доверительных отношений.

Детский рисунок - ребенок и мама

Важно тщательно подойти к выбору детсада и не забывать прислушиваться к ребенку

Как помочь ребенку пройти адаптацию

Погружаясь в новую среду, взрослые испытывают стресс, даже если знают правила коллектива, понимают свою роль и готовы ее принять. Что уж говорить о малышах, которые только знакомятся с понятием «правила», зависят от родителей и не всегда могут сказать о своих желаниях. Как помочь им чувствовать себя в новой обстановке уверенно и комфортно?

В таких ситуациях важную роль играют родители и воспитатели. Бывает, что они уже познакомились, поговорили и обсудили нюансы, касающиеся ребенка. Но самого малыша просто привели в группу и предоставили самому себе.

Пока-пока! Важно понимать: для детей сложен момент расставания с мамой. Ребенок думает примерно так: «Если мамы не будет рядом, кого я попрошу о помощи? К кому смогу обратиться, чтобы закрыть свою потребность? Кто пожалеет меня, если потребуется?». Поэтому нельзя уходить незаметно – скорее всего, это вызовет еще большую тревогу у ребенка. Обязательно попрощайтесь.

Из рук в руки. Малышу важно чувствовать надежного, доброго и безопасного взрослого рядом. Задача родителей – помочь ребенку таким взрослым обзавестись.

Важно не просто оставить ребенка в новом месте со словами «Смотри, как много детей играет вокруг, как им весело!», а буквально передать его другому надежному и чуткому взрослому. Тогда ребенок будет знать: «Пока мамы нет, я могу взять за руку доброго воспитателя».

Скоро вернусь. Еще помогает сказать ребенку, куда вы уходите и что будете делать – например, пойдете в кафе, возьмете любимую выпечку и вернетесь. В воображении малыша появится эта картинка, а вместе с ней — чувство безопасности. Можно даже засечь время и предложить ребенку сверяться с часами. Еще можно оставить ему какую-то вещь: мамин шарф, папины перчатки и пр. От этого малышу тоже станет спокойнее.

Случай из практики

Леонид, ребенок с особенностями развития и расстройством аутистического спектра, очень трудно расставался с мамой. У таких детей образное мышление. Отпуская маму, Леня говорил: «Я маму упустил».

Однажды я ему предложила: «Давай нарисуем телефон, по которому ты сможешь звонить маме сам, в любую минуту». Первое время я помогала ему рисовать мобильный телефон с кнопками, а затем Леонид уже делал это сам. В течении дня он ходил с рисунком как с игрушкой, именно телефон давал ему уверенность, что вcе под контролем, что он в любой момент может связаться с мамой.

Советы воспитателя

Режим. Большинство режимных моментов в детском саду отличаются от привычного режима ребенка. Поэтому важно заранее подобрать сад и постараться войти в его ритм. На выходных и на больничных соблюдайте детсадовское расписание.

Питание. Некоторым детям непривычно и тяжело есть в новых местах, поэтому родителям должны обдумать вопросы, связанные с детским питанием. Сообщите воспитателям об аллергиях и предпочтениях ребенка. Например, если малыш не ест свеклу, а в обеденном меню — борщ, можно успокоить ребенка и сказать «не хочешь — не ешь». Если ребенок совсем не ест мясо — можно мягко предлагать, но не уговаривать, и тем более не настаивать и не заставлять через силу.

Если правила садика разрешают, первое время можно давать ребенку непортящуюся еду с собой. Также на время знакомства и привыкания к новому месту можно оставлять ребенка в саду на период между приемами пищи, например, с завтрака до обеда. Лучше подбирать время пребывания в садике исходя из готовности ребенка кушать за общим столом.

Участие родителей. Часто ребенок не хочет оставаться в саду не потому что это его собственное желание (точнее, нежелание), а потому что мама не вполне готова оставить его там. Например, она видит капризных детей в группе и грустный взгляд ребенка при расставании, слышит дежурное «доброе утро» от воспитательницы — и не может полностью довериться саду или персоналу. Ребенок чувствует мамино беспокойство и тоже не хочет там оставаться.

Первое время может помочь совместное пребывание мамы и ребенка в саду. Это возможно не везде, но в некоторых частных садах допустимо. Например, где-то разрешается остаться с ребенком на завтрак. Если такой практики нет, по крайней мере можно прийти на прогулку и понаблюдать со стороны, как воспитатели взаимодействуют с детьми, а дети — друг с другом. Как только мама увидит, что ничего плохого не происходит, и начнет больше доверять пространству, отпустив контроль, тревожность ребенка тоже скорее всего уйдет.

Слишком занятые родители часто игнорируют жизнь детского сада. Дни открытых дверей, совместное украшение группы к празднику, родительские собрания — все это может сблизить родителей, садик и ребенка. Взрослые увидят скрытую от их глаз картину взаимодействия воспитателей и детей.

Другие дети. Дети, к которым присоединяется новенький — тоже важные участники процесса адаптации. Ребенку будет спокойнее, если в новом коллективе у него уже будет друг, с которым можно поиграть. Хорошо, если получится выбрать садик или группу, куда уже ходит кто-то из его товарищей. Если такой возможности нет — можно поговорить с воспитателем: сказать, что ребенок застенчивый, и прийти на прогулку с группой, чтобы малыш с кем-то познакомился, или попросить воспитателя организовать совместную игру.

Случай из практики

Четырехлетний Егор по утрам не хотел идти в сад, но по вечерам, когда родители приходили забирать сына, просил подождать его и дать еще поиграть. Однажды он поделился с воспитателем, что не хочет спать днем, потому что ему жалко этого времени. Сказал, что дома он не спит, и не хочет спать в саду.

Воспитатель сказала, что совсем убрать сон невозможно, но пообещала будить мальчика пораньше. Егор согласился. Родители тоже подключились — ввели время отдыха в те дни, когда сада нет. Настроение Егора по утрам улучшилось. Перед каждым тихим часом мальчик продолжал напоминать о том, что его нужно разбудить пораньше.

Что делать, если ребенка обижают

Адаптация ребенка в саду может осложниться, если он чувствует, что его границы нарушают. В обычной жизни за безопасностью детей следят их родители, но в садике ситуация иная — детей много, взрослый один.

Если ребенок жалуется, что его обижают, обзывают или над ним смеются, нельзя пропускать такие сигналы. Лучше сразу сообщить об этом воспитателю, выработать общую схему действий и следить за динамикой. Если малыш несколько раз говорит об одном и том же ребенке как об обидчике, важна слаженная работа родителей и воспитателя. А бывает наоборот — дети не рассказывают о том, что их обижают.

Ссоры между детьми не редкость. Они случаются независимо от возраста и обстоятельств. Особенно в период адаптации, когда воспитатель только знакомится с характером ребенка и не может быстро предугадать его реакцию. Дети, особенно ясельного возраста, не могут объяснить, что их обижают. Поэтому важно следить, чтобы на теле ребенка не было синяков или укусов. Можно попросить воспитателя понаблюдать за ситуацией более пристально.

Что делать, если ребенок обижает других

В ситуации, когда жалуются на вашего ребенка и говорят, что он агрессивен по отношению к другим детям, важно поговорить с малышом — узнать, что вызывает его гнев, и научить более экологичным реакциями. Наблюдайте за ребенком в компании друзей, смотрите, как он взаимодействует с другими на детских площадках и в игровых комнатах, и будьте готовы прийти малышу на помощь, чтобы скорректировать реакцию.

Агрессия может появиться, когда ребенок не чувствует себя в безопасности, когда ему страшно и хочется себя защитить. Важно разобраться, какая потребность стоит за детским гневом. Чем больше закрытых потребностей, тем меньше неэкологичных реакций.

Сколько длится адаптация

По мнению психологов, сроки адаптации — понятие размытое, она может длится от 1,5 месяцев до года. Правильнее говорить о степени ее сложности.

Легкая адаптация — когда уже через месяц ребенок легко расстается с мамой по утрам и легко вписывается в режим. Сложная адаптация — если в течение 2-3 месяцев расставаться с мамой тяжело, но по вечерам ребенок чувствует себя хорошо. Например, просит подождать, когда он закончит игру, или совсем не хочет уходить.

Если ребенок пусть медленно, но заводит друзей, понемногу ест в садике, спит днем или лежит, слушает сказку — это говорит о том, что малыш адаптируется, просто в своем темпе.

Когда ребенок в саду почти не ест, не спит и все время ждет маму, а вместе с этим часто болеет, появляются заикание и нервные тики — лучше обратиться к психологу и, возможно, поставить садик на паузу. Кто-то быстро адаптируется к новому пространству и людям, но никак не может привыкнуть к еде или дневному сну. Либо наоборот, хорошо ест и спит днем, но просыпается по утрам через сопротивление.

Важно не давить на ребенка и бережно закрывать его потребности, чтобы он чувствовал себя безопасно — не боялся остаться голодным или одиноким в темной страшной комнате. Если рядом будет взрослый воспитатель, который скажет: «Мама обязательно вернется, а пока я рядом с тобой» — такая поддержкапомогает в адаптации.

Как определить, что ребенок готов к детскому саду

Лучшая стратегия в адаптации — обо всем договариваться с ребенком заранее, но наблюдать за реальной картиной, насколько малыш готов по-настоящему, а не на словах. Бывает, что все проговорено и согласовано, и ребенок уверенно заявляет: «Я точно готов», но все срабатывает только на третий или пятый раз. Это нормально.

Если же, попробовав разные способы, вы видите, что ребенок только плачет при упоминании детского сада — возможно, еще не время. Можно снова попробовать через год.

Книги, которые помогут поддержать ребенка при адаптации к саду

Узнавайте новое каждый день — подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы получать лучшие статьи о детях и их воспитании.

49
Хотите больше классных статей?

Подписываясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Поделиться