Арт-терапия для детей: творчество как ключ к психике ребенка
Арт-терапия — один из самых бережных подходов в психотерапии. В нем работа с запросом происходит через творчество — рисование, коллаж, лепку, музыку или танец.
Расскажу о принципах работы этого психотерапевтического направления и дам простые техники самопомощи на случай, если работа со специалистом по каким-то причинам невозможна.
Почему арт-терапия?
Термин «арт-терапия», или «лечение искусством», ввел в употребление британский художник, один из основателей данного направления психотерапии Адриан Хилл. Он же сыграл ключевую роль в ее развитии. В 1940-х годах он работал в лондонских госпиталях, где использовал художественные методы для работы с эмоциональными и психическими травмами больных и раненых. Пациенты создавали произведения искусства — это был способ самовыражения и осознания своих чувств и эмоций.
В арт-терапии используют механизм проекции: человек переносит переживания и эмоции на внешние объекты, например, на арт-объекты, которые он создает. Творческий процесс под руководством специалиста помогает мягко и бережно выразить чувства и проанализировать их, понять причины и найти решения.
Преимущества арт-терапевтического направления
Современная жизнь полна дедлайнов, отчетов, высоких стандартов и больших ожиданий. Арт-терапия позволяет замедлиться и выразить свои эмоции и переживания без слов, через творчество.
Это особенно актуально для детей и подростков. Их эмоциональное и психическое здоровье постоянно под влиянием: школьные оценки, конфликты со сверстниками, интернет и социальные сети, проблемы дома. Такое давление может вызвать задержки в социальном и образовательном развитии и влияет на качество жизни в будущем. Арт-терапия создает безопасное пространство, в котором можно бережно и эффективно взаимодействовать со своими переживаниями и подавленными конфликтами.
В работе с детьми арт-терапия зачастую более эффективна, чем традиционные психотерапевтические методы. Мозг ребенка только формируется, поэтому многие переживания ему трудно выразить словами. Та часть головного мозга, которая отвечает за речь и логическое мышление, окончательно созревает только к 18 годам. А сознание формируется на основе образов и эмоций, которые возникают в более глубоких, древних слоях мозга — доступ к ним через вербальные методы затруднен.
В то же время арт-практики активируют лимбическую зону — область мозга, отвечающую за обработку эмоций. Это позволяет человеку безопасно испытывать и выражать подавленные чувства, что ведет к снижению стресса и напряженности.
Также важно понимать, что любое травмирующее событие в жизни человека, а особенно ребенка, запоминается в невербальной форме: «образ + эмоция». В процессе арт-терапии задействованы все зоны мозга. Можно сказать, что мозг стимулирует сам себя. Это позволяет невербально, с помощью творчества выразить то, что в обычной жизни сложно или невозможно выразить словами.
Как арт-терапия влияет на ребенка:
- уменьшает усталость и снимает напряжение;
- улучшает когнитивные способности, в том числе память;
- повышает концентрацию внимания;
- активизирует дивергентное мышление, что позволяет находить нестандартные решения задач в повседневной жизни.
- снижает стресс и помогает расслабиться; появляется чувство радости и счастья.
Роль арт-терапевта в процессе интуитивного творчества
В арт-терапевтическом пространстве нет жестких правил и догм: творчество выступает как способ самовыражения. Это особенно подходит для детей, ведь здесь есть пространство для игры и возможность перестать контролировать свои действия. В процессе арт-терапевтической сессии важно прислушаться к своему телу, отключить рациональное мышление — и войти в процесс созидания.
Арт-терапевтический термин «интуитивное рисование» как раз говорит о том, что процесс не регламентирован. С помощью различных художественных материалов клиент выражает свои чувства и выплескивает эмоции на полотно.
Арт-терапия — это общение тела с разумом
Арт-терапия создает пространство для самовыражения, где тело может говорить через формы, цвета и текстуры, а разум, откликаясь, интерпретирует и осмысливает это выражение. Этот процесс — исцеляющий, и значительно меняет восприятие собственного «Я».
Важную роль играет арт-терапевт. Он не учитель и не наставник, и не пытается навязать свое видение. Он скорее проводник: его задача — направлять процесс и создавать гармонию между клиентом и его художественным произведением.

Выбирая цвета в арт-терапии, важно прислушиваться к отклику в теле

Арт-терапевт создает безопасное пространство для самовыражения и исследования себя, своих чувств и глубинных переживаний, скрытых в подсознании
Методы и техники арт-терапии
Работа в арт-терапии ведется через метафоры. Метафора — это инструмент, который позволяет клиенту выразить свои переживания и чувства через образы и символы. Любое творческое произведение, будь то рисунок, скульптура, коллаж или танец, — метафора внутреннего мира клиента или его конкретного переживания.
Способы увидеть проблему клиента через метафору:
- изобразительные метафоры — рисунки, мандалы, коллажи, маски, фигуры из глины;
- телесные метафоры — танцевальные и двигательные практики, работа с позой и жестами;
- словесные метафоры — создание сказок и историй, работа с метафорическими картами;
- природные метафоры — мандалы из природных объектов.
Метафора позволяет ребенку говорить о проблемах не прямо, а косвенно — через образы, символы и истории. Это делает процесс терапии более безопасным и доступным.
Техники арт-терапии достаточно универсальны. Ими можно пользоваться в удобное время, даже если нет возможности поработать с терапевтом.
Перечислю несколько методов для самоанализа. Перед их выполнением сядьте удобно и разместите ноги на полу, не перекрещивая их. Сделайте 2–3 глубоких вдоха-выдоха.
Арт-техники самопомощи
Техника «Мандала текущего состояния»
Для чего: выразить и снизить интенсивность переполняющих чувств, обрести ясность.
Что понадобится: лист А4, пастель или цветные карандаши.
Как выполнять:
- Нарисуйте большой круг — обведите тарелку или используйте циркуль.
- Сфокусируйтесь на чувстве или состоянии в теле. Постарайтесь отключить контроль мыслей.
- Возьмите пастель или карандаш того цвета, на которое откликается тело, и заполняйте круг, выражая состояние. Меняйте цвета, нажим и формы — правил нет. Рисуйте, пока круг не заполнится.
Что делать с мандалой:
- посмотрите на рисунок с расстояния вытянутой руки, покрутите и найдите «правильное» положение для себя;
- вырежьте рисунок по контуру, дайте ему название с использованием прилагательного — например, «Бурлящая сила» или «Яркий гнев»;
- мандалу с негативными эмоциями сожгите, а ресурсную, например, связанную с радостью или удачей — сохраните и повесьте дома.
Эффект: снижение напряжения, разотождествление с негативным чувством.
Арт-техники самопомощи
Техника «Мой страх»
Для чего: работа со страхами, снижение напряжения, трансформация чувств; подходит для детей и взрослых.
Что нужно: лист А4, пастель или гуашь, кисти.
Как выполнять:
- Сфокусируйтесь на чувстве страха в теле, отключите контроль мыслей.
- Изобразите страх на листе бумаги с помощью пастели или гуаши.
Что делать с рисунком: посмотрите на него с расстояния вытянутой руки. Дайте ему название с прилагательным — например, «Белый ужас». Задайте вопросы рисунку и ответьте, оставаясь в контакте с ним:
- как давно появился страх?
- для чего он нужен?
- что он хочет донести?
- в чем страх нуждается?
- какое послание несет?
Эффект: контроль над страхом, снижение напряжения, возможное раскрытие скрытых чувств. Особенно помогает детям в работе со снами, кошмарами и фобиями.
Арт-техники самопомощи
Техника «Сказка»
Для чего: проработка проблем в школе, на работе или в семье через метафору. Подходит для взрослых, детей и подростков.
Что нужно: лист бумаги и ручка.
Как выполнять:
- Сфокусируйтесь на проблеме или чувстве в теле, отключите контроль мыслей.
- Напишите сказку о герое, который стремится к цели или решает проблему, встречая препятствия и помощников. Стилистика сказки свободная. Пишите, пока не захочется остановиться.
Эффект: выражение эмоций через метафору, осознание проблемы, снижение внутреннего напряжения.

Арт-терапевт мягко направляет ребенка, помогая ему выразить через творчество то, что сложно сказать словами

Такая терапия помогает детям безопасно проживать сложные чувства и находить внутренние опоры через творчество
Арт-терапия при работе с детской депрессией, СДВГ и РАС
Арт-терапия — эффективный метод работы с детьми с такими эмоциональными и поведенческими трудностями, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройства аутического спектра (РАС) и депрессия. Терапия в этом случае помогает выразить чувства, снизить тревожность и улучшить общее психоэмоциональное состояние через творческие процессы.
Для детей с СДВГ арт-терапия — удобный способ дать выход энергии и сосредоточиться. Рисование, лепка или работа с другими творческими материалами отвлекает от импульсивных мыслей и улучшает концентрацию. В процессе арт-терапии специалисты помогают детям развивать навыки саморегуляции и осваивать экологичные способы выражения эмоций.
Для детей с расстройствами аутического спектра это ценный инструмент для коммуникации. Детям с аутизмом трудно дается вербальное общение, поэтому создание арт-терапевтических работ может стать альтернативным способом самовыражения. Через творчество специалист помогает детям с РАС установить контакт с собой и окружающими. А значит ребенок сможет развивать свои социальные навыки и охотнее идти на контакт с другими детьми.
В случаях с депрессией арт-терапия дает возможность исследовать и выражать чувствительность к переживаниям в безопасной и поддерживающей среде. Дети могут визуализировать свои чувства и превращать их в художественные образы. Это облегчает процесс осознания и проработки негативных эмоций. Такой подход меняет психоэмоциональное состояние в лучшую сторону и развивает позитивную самооценку.
Конечно, арт-терапия — это не замена, а важное дополнение к комплексному лечению детей с СДВГ, аутизмом и депрессией. Но «лечение искусством» безусловно способствует эмоциональному и психологическому развитию маленьких пациентов.
Проблемы и ограничения арт-терапии
Как и в любой другой практике, в арт-терапии специалист сталкивается с определенными вызовами. Нельзя сказать, что это универсальный «ключ от всех дверей». Не все готовы сразу открыться и творить.
Некоторые дети сталкиваются с внутренними барьерами, которые затрудняют процесс самовыражения. Поэтому задача терапевта — создать комфортную атмосферу, где каждый может раскрываться в безопасности. Кроме того, арт-терапия не исключает параллельную работу в других методиках и психотерапевтических направлениях.
Чтение для души
Хочу поделиться некоторыми книгами по арт-терапии. Они помогут лучше понять принцип работы в этом методе, а также подобрать техники для себя и близких.
- «Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство», Грегг М. Ферс. Отличное пособие по интерпретации рисунков. Пригодится для работы в семье или в детских учреждениях. Автор рассказывает, как интерпретировать рисунки и как с их помощью устанавливать связь с собеседником на уровне бессознательного диалога.
- «Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии», Сью Дженнингс и Асе Минде. Книга-пособие по арт- и драма-терапии с теоретическими и практическими блоками.
- «Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия», Александр Копытин и Беверли Корт. Книга рассчитана в первую очередь на специалистов, которые работают в арт-терапии и психологии. Но будет интересна и тем, кто интересуется творческим подходом к самосознанию. В издании предложено много техник и теоретическая база.
- «Арт-терапевтические техники в тренинге», Татьяна Колошина и Александр Трусь. В книге много техник по сказкотерапии и маскотерапии, а также по работе с мандалой и коллажом.
- «Практикум по креативной терапии», Татьяна Зинкевич-Евстигнеева и Татьяна Грабенко. В издании описаны современные методы и техники терапии творчеством — сказкотерапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. К слову, именно Татьяна Михайловна Грабенко была одной их тех, кто обучал меня арт-терапевтическим практикам.
Арт-терапия способна творить чудеса. В руках грамотного специалиста она помогает безопасно идти на контакт со своими чувствами и находить внутренние ресурсы через творчество. Это увлекательный процесс, который завораживает простотой и огромным терапевтическим потенциалом. Пробуйте разное, ищите свой метод. Возможно, арт-терапия — именно то, что вы так долго искали.