Как развить эстетический и художественный вкус у ребенка
В современном мире с его технологиями идет борьба за детское внимание. Игры в планшете, соцсети в телефоне, сотни мультфильмов на стриминговых платформах — одна кнопка, и ребенка уносит в океан развлекательного контента, из которого трудно выбраться.
За этим потоком ярких картинок сложно разглядеть величественную красоту и достоинство классических произведений искусства, но если удается — человек переходит на новую ступень духовного и нравственного развития. Поэтому прививать вкус лучше с детства. Заинтересовать ребенка живописью, классической музыкой и театром можно — главное помнить, что задача познакомить, а не заставить полюбить.
Как приобщить ребенка к музеям
Отношение к музею как к безмолвному святилищу, где ничего нельзя, может оттолкнуть ребенка. Это взрослые могут подолгу ходить из зала в зал и стоять у каждой картины в поисках внутреннего отклика, да и то не все. Подросткам такое быстро наскучит, что уж говорить о младшеклассниках и дошкольниках.
Важно показать ребенку то, что ему интересно. Не пытаться охватить необъятное, а заранее составить маршрут, найти интересные залы и сюжеты, предусмотреть время для отдыха и перекуса. Например, в Эрмитаже не стоит сразу вести ребенка в залы Ремабрандта, малых голландцев или импрессионистов — лучше рассказать ему о котах Эрмитажа, посмотреть на доспехи рыцарей в Рыцарском зале, вспомнить мифологию Древней Греции или Древнего Египта. А в перерывах вместе посидеть на Парадной лестнице, разглядывая плафон и убранство вокруг, затем выпить чай с круассанами возле сувенирного магазина.
Ребенок и классическая живопись
С живописью лучше знакомиться не через искусствоведческие теории о цвете, свете и пропорциях, а через истории и ассоциации. Глубина цвета на картинах Айвазовского в Русском музее вряд ли впечатлит ребенка, а вот сюжет — буря, стихия и кораблекрушение — разбудят детскую фантазию, особенно на полотнах такого размера.
Знакомство с такой непростой темой как русское искусство XX века можно начать с творчества Васнецова и Билибина и их иллюстраций для народных сказок. Предложите ребенку сравнить, как по-разному художники написали Аленушку и Бабу Ягу, вместе прочитайте отрывки из сказок Пушкина, задайте вопрос — похожи ли сказочные герои художников на тех, которых ребенок нарисовал в своих фантазиях?
Часто на помощь родителям приходят и сами музеи. Они составляют специальные детские маршруты и экскурсии, проводят мастер-классы и квесты по экспозициям. Появляются интерактивные выставки, которые способны увлечь не хуже планшета: экспонаты можно трогать, а на специальных экранах играть или отвечать на вопросы викторины.
У большинства крупных музеев, таких как Эрмитаж, Русский музей, Этнографический музей, Пушкинский музей или Третьяковская галерея, есть целые направления, где работают над детскими программами. К созданию новых музеев тоже подходят с оглядкой на запросы современных детей — например, Музей железных дорог и Музей военно-морской славы в Кронштадте, которые появились совсем недавно, спроектированы так современно и стильно, что сразу стали любимыми и у детей, и у взрослых.
Любой поход в музей полезно закрепить дома — нарисовать или слепить что-то, что запомнилось из экспозиции, прочитать дополнительную информацию о герое или событии.
Многие музеи издают специальную литературу, в которой на доступном языке рассказано об экспозициях и выставках. Например, книга «Русский музей. Невероятные путешествия по залам и картинам» Бориса Столярова поможет составить маршрут для первого знакомства с музеем, а после посещения — упорядочить впечатления и закрепить информацию.

Поход в музей увлечет ребенка, если подходить к этому легко и в игровой манере
Знакомство с классической музыкой
Кажется, что классическую музыку трудно воспринимать без специальной подготовки, но это не так. Скорее всего, ребенку будет скучно и тяжело на симфоническом концерте или итальянской опере, но есть более комфортные способы познакомиться с музыкальной классикой.
Филармонии, Капеллы и музыкальные театры делают детские программы, где кроме музыкантов на сцене присутствует рассказчик — он знакомит детей с инструментами, рассказывает, как устроена опера, зачитывает отрывки из литературных произведений под аккомпанемент оркестра. В таком формате ребенок легче усваивает основы музыкального языка и прислушивается к новым звукам.
Ребята постарше — младшеклассники и подростки — уже с интересом смотрят настоящую оперу и балет на знакомые сюжеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Руслан и Людмила», «Золотой Петушок», «Евгений Онегин» и другие.
Не обязательно оставаться на все представление – если ребенок устал, можно уйти после первого действия. Тогда музыкальные программы не будут ассоциироваться со скукой и дискомфортом, а останутся теплыми воспоминаниями, которые снова захочется прожить.
Бывают и более легкие музыкальные форматы. Например, Союзмультфильм ежегодно проводит концерты с любимыми кадрами из «Бременских музыкантов», «Летучего корабля» и «Ну, погоди!» на большом экране, а все песни исполняют живой оркестр, хор и солисты.
Знакомиться с классикой можно и дома. Есть специальные сборники классических произведений для детей, в том числе, и хорошо узнаваемые — например, «Времена года» или «Детский альбом» Чайковского. Такие произведения хорошо развивают образное мышление: нежность «Подснежника» в апреле, таинственная грусть июньской «Баркаролы» и праздничные «Святки» декабря. Когда ребенок придет на концерт и услышит знакомые мелодии вживую, скорее всего, он почувствует радость узнавания и будет слушать программу с интересом.
Музыка и языки развивают мозг
Специалист в области когнитивных наук Татьяна Черниговская говорит:
«Однозначного рецепта нет, но хорошим тренингом служат музыка и языки. Считаю, что всех без исключения детей нужно учить музыкальной грамоте.
Мелодия творит с нейронной сетью невероятное: она приучает мозг отличать друг от друга очень тонкие вещи. Это ювелирная настройка сложнейшей системы, бесценные инвестиции в будущее. И при прочих равных они значительно отодвинут у этого ребенка момент встречи с Альцгеймером».
Идем в театр
Знакомство с театром лучше начать со знакомых сюжетов. Это может быть любимая сказка или произведение из школьной программы.
Для дошкольников подходит интерактивный формат, где дети участвуют в постановке вместе с актерами — отвечают на вопросы, подсказывают героям, а иногда даже выходят на сцену. Ребятам постарше понравятся «ожившие» любимые книги и герои, ведь дети любят знакомое и понятное — по несколько раз просят рассказать одну и ту же сказку или перечитывают одну и ту же главу из любимой книги.
Выбирать театр и места в зале стоит вдумчиво. Детские спектакли, как правило, показывают в небольших залах, где ребенок может легко поймать контакт с артистами. Если зал большой — лучше взять первые ряды, или места, откуда хорошо видно сцену. В некоторых театрах, например, в Мариинском, можно попросить для ребенка специальную подушку на сиденье, чтобы улучшить обзор.
Все эти рекомендации лучше работают в условиях семейных традиций. Если культурный выход украсить посещением буфета, а потом поделиться друг с другом живыми впечатлениями — для ребенка такие события становятся важными и желанными.