Основа Детства
Связаться с нами: info@osnovadetstva.ru

«ОСНОВА ДЕТСТВА» работает в области информационных технологий. Код деятельности 2.01. Вся информация носит рекомендательный характер

Политика конфиденциальности

Художественные школы Москвы и Петербурга: полный гид для родителей

В каком возрасте отдавать ребенка в ДХШ

Каждый ребенок рождается художником — эти слова Пабло Пикассо точно отражают естественную потребность детей в творческом самовыражении. Но путь от первых каракулей на обоях до зрелого творчества не быстрый. Художественная школа помогает малышу в этом путешествии: закладывает творческую базу, которая станет ценным багажом на всю жизнь, независимо от будущей профессии.

В отличие от частных студий и кружков, тут дают системное обучение по академическим программам на бесплатной основе. Будучи школьником я тоже прошел этот путь и успешно окончил худшколу. Расскажу, как все устроено.

Вы узнаете:

Как устроены государственные художественные школы

Государственные школы отличается глубиной и системностью подхода. Программа включает изучение академического рисунка — основы изобразительного искусства, где ученики осваивают законы перспективы, светотени, пропорций и построения форм.

В отличие от творческих студий, где акцент часто делают на самовыражении и экспериментах, в ДХШ четкая программа обучения и последовательное освоение техник. Дети учатся видеть и передавать форму, объем, фактуру, изучают композиционные законы и цветоведение. Такой подход формирует не только практические навыки, но и художественный вкус, понимание классического искусства и способность анализировать произведения мастеров.

Форматы обучения. Большинство государственных художественных школ предлагают бюджетное и платное обучение. На бюджет зачисляют по результатам творческого конкурса. Это делает художественное образование доступным даже для малоимущих семей. Платные отделения работают параллельно и принимают всех детей.

С 5-6 лет в художественных школах дают подготовительные курсы, где малышей знакомят с основами изобразительной грамоты в игровой форме. А основная программа и полный курс художественного образования рассчитаны уже на детей школьного возраста.

Еще некоторые школы предлагают краткосрочные интенсивы, мастер-классы и курсы для взрослых.

Сколько длится обучение. Обычно 4-5 лет, в зависимости от возраста поступления и программы. Программа построена по принципу «от простого к сложному»:

  • младшие классы осваивают основы рисунка, изучают цвета и их смешивание, учатся правильно держать карандаш и кисть;
  • средние классы работают с натюрмортами, пейзажами, гипсовыми моделями, осваивают техники работы с акварелью;
  • старшие классы изучают портрет, фигуру человека, сложные многофигурные композиции, учатся писать маслом и глубоко погружаются в историю искусств.

С каждым годом программа усложняется, добавляются новые техники и материалы, а у каждого ученика проявляется свой художественный стиль.

картина ребенка

Композиция в начале моего творческого пути — в возрасте 7 лет, когда я только пришел в художественную школу

картина взрослого

После обучения я писал абстрактные картины маслом на таком уровне

Что входит в программу:

  • академический рисунок —фундамент, который совершенствуют все эти годы: дети осваивают построение геометрических тел, основы натюрморта и пейзажа;
  • живопись: включает работу акварелью, гуашью, а в старших классах — маслом; особое внимание цветоведению, техникам мазка, способу передачи освещения и атмосферы;
  • композиция — развивает творческое мышление, импровизацию и чувство пропорции;
  • история искусств — дает культурологические знания о развитии мирового и отечественного искусства;
  • скульптура — обычно лепка из пластилина или глины: развивает понимание объемной формы;
  • пленэр — выездные занятия на природе: учит работать с натуры, передавать состояние природы и освещения.

Дополнительно могут изучаться декоративно-прикладное искусство, компьютерная графика и дизайн.

Выпускной экзамен и документ об окончании. По окончании полного курса обучения выпускники сдают итоговую аттестацию: практические работы по рисунку, живописи и композиции, а также теоретический экзамен по истории искусств. Экзаменационные работы оценивает комиссия из преподавателей школы.

Успешно прошедшие аттестацию получают свидетельство об окончании художественной школы установленного образца.

сертификат худшкола

Свидетельство об окончании худшколы дает преимущества при поступлении в средние и высшие художественные учебные заведения, а также учитывается как дополнительное образование при трудоустройстве в творческих профессиях. Источник: ДХШ Комсомольск-на-Амуре

С какого возраста отдавать ребенка в художественную школу

Подготовительные группы (5-7 лет) — идеальная среда для первых шагов в изобразительным искусстве. В этом возрасте дети творчески раскрепощены, но еще не готовы к серьезным академическим нагрузкам. Занятия проходят в игровой форме, основная цель — развитие мелкой моторики, цветового восприятия и пространственного мышления.

Малыши знакомятся с различными художественными материалами: карандашами, красками, пластилином и цветной бумагой. Они учатся правильно держать кисть и карандаш, смешивать краски и лепить простые формы. Особое внимание уделяют развитию наблюдательности — дети рисуют с натуры простые предметы, изучая формы и цвета окружающего мира.

Программа включает элементы декоративно-прикладного искусства, знакомство с народными промыслами, что также расширяет культурный кругозор и формирует эстетический вкус.

Младшие классы (7-10 лет). Этот возраст считается оптимальным для начала системного образования. Дети уже достаточно усидчивы для занятий по 1,5-2 часа, могут концентрироваться на заданиях и следовать инструкциям преподавателя. А моторные навыки развиты достаточно, чтобы осваивать академический рисунок.

В младших классах закладывают фундамент художественной грамоты: дети изучают основные геометрические формы, учатся видеть и передавать пропорции, осваивают штриховку и тонирование. Программа включает рисование с натуры простых предметов, изучение основ композиции, знакомство с различными техниками живописи.

Средние и старшие классы (11-15 лет). Позднее поступление в худшколу имеет свои особенности. С одной стороны, ребенку нужно приложить больше усилий для освоения академической базы, которую младшие ученики усваивают постепенно за нескольких лет. С другой стороны, подростки более сознательны, а развитое логическое мышление позволяет быстрее вникнуть в теоретические основы искусства и сложные техники. Они также лучше воспринимают критику и способны к самоанализу.

Но важно учитывать, что программа будет интенсивной — за 2-3 года нужно освоить то, что младшие ученики изучают 4-5 лет. Это требует мотивации и готовности к серьезным нагрузкам.

Как понять, готов ли ребенок к художественной школе

О готовности ребенка обучаться в художественной школе говорят несколько признаков:

  1. Интерес и мотивация. Ребенок не просто любит рисовать, а проявляет учебный интерес: например, задает вопросы «Как нарисовать тень?». Он пробует разные материалы — акварель, гуашь, пластилин — и с интересом рассматривает картины в книгах или музеях. Важно, чтобы желание исходило от него, а не было лишь вашей инициативой.
  2. Усидчивость и способность к концентрации: может ли ребенок заниматься одним делом (не только рисованием, но и лепкой, сборкой моделей) около часа, не отвлекаясь на посторонние вещи? Готов ли он выполнять не всегда увлекательные, но необходимые упражнения? Попробуйте дать ему конкретное задание — например, нарисовать натюрморт из фруктов на столе, обращая внимание на форму и цвет. Сможет ли он довести его до конца без сильного сопротивления?
  3. Готовность к критике и работе над ошибками. Художественная школа предполагает постоянную работу над улучшением техники, что требует принятия замечаний преподавателя и готовности переделывать работы.Если ребенок, услышав совет «Дерево выглядит хрупким, давай сделаем ствол толще», не бросает рисунок, а пытается исправить — это верный признак зрелости. Совет: Поиграйте в «художественную школу» дома. Сделайте простое замечание к его рисунку, предложите, как улучшить, и посмотрите на реакцию.

В 5-6 лет рука малыша еще только формируется, и сложные техники даются тяжело. Это нормально. Поэтому тут важнее внутреннее мотивация и психологическая готовность.

Как поступить: вступительные испытания, советы

Что такое «творческий конкурс». Это система вступительных испытаний, чтобы выявить художественные способности и потенциал ребенка. В отличие от обычных экзаменов, здесь оценивают не объем знаний, а природные данные: чувство пропорций, цветовосприятие, пространственное мышление, координация движений и способность к наблюдению.

Типовые задания:

  • нарисовать натюрморт с простыми геометрическими телами — куб, шар или цилиндр: так проверяют умение построить форму, передать объем через светотень и скомпоновать изображение на листе;
  • задание на живопись — обычно натюрморт из 2-3 предметов, выполненный акварелью или гуашью — так оценивают чувство цвета, умение смешивать краски и передавать цветовые отношения;
  • иногда дают произвольное задание на композицию — создать рисунок на заданную тему, чтобы проверить фантазию и образное мышление.
работа натюрморт 6-8 лет

Пример экзаменационной работы для детей 6,5-8 лет. Натюрморт красками с натуры. Источник: Александрино

работа натюрморт 10-12 лет

Пример экзаменационной работы для детей 10-12 лет. Рисование красками с натуры. Видно, что ребенок уже научился передавать объем. Источник: Школа им. Антонова

картина ребенка 1

А это моя экзаменационная работа в возрасте 12 лет. Мы с семьей в это время переехали в другой город, где мне пришлось заново поступать в худшколу

картинка ребенка 3

Рисунок карандашом с натуры в том же возрасте

Как подготовить ребенка к экзамену. Начать подготовку стоит за 3-6 месяцев. Она может включать регулярные занятия с репетитором. Основное внимание уделяют отработке базовых навыков работы за мольбертом, постановке руки и компоновке изображения на листе бумаги. Ребенок должен научиться видеть и передавать основные пропорции предметов и понимать, как свет создает объем.

Полезно регулярно рисовать простые геометрические формы с натуры, изучая, как они выглядят при разном освещении. При этом нужно научиться работать в условиях ограниченного времени — выполнять задание за 2-3 часа. А психологически ребенок должен понимать, что экзамен — это не страшно, а возможность показать свои способности.

Также стоит сходить на день открытых дверей в выбранной школе, чтобы познакомиться с атмосферой и требованиями.

На что смотрят педагоги. При оценке работ абитуриентов педагоги обращают внимание не столько на художественную выразительность, сколько на способность к обучению и природные данные малыша. Основные критерии: умение видеть и анализировать форму, композиционное мышление, понимание пропорций и способность к наблюдению. Даже если техника исполнения еще несовершенна.

При оценке живописных работ смотрят на цветоощущение, способность различать тональные отношения и умение смешивать краски для получения нужного оттенка. Особое внимание уделяют усидчивости и аккуратности в работе.

Какие документы нужны для поступления. Для поступления в ДХШ нужен стандартный пакет документов:

  • заявление от родителей или законных представителей на имя директора школы с указанием желаемой программы обучения;
  • копия свидетельства о рождении ребенка или копия паспорта для детей старше 14 лет;
  • медицинская справка, которая подтверждает отсутствие противопоказаний для занятий — например, это проблемы со зрением или опорно-двигательным аппаратом; уточните в школе, какая именно форма справки нужна;
  • 2-3 фотографии размером 3×4 см.

В некоторых школах просят предоставить портфолио — подборку лучших домашних работ ребенка, что дает представление о его способностях и интересах. Все документы подают в приемную комиссию в установленные сроки, обычно с марта по май. Точные требования и даты набора нужно уточнить в конкретной школе.

На что обратить внимание при выборе школы

Преподавательский состав. Качество художественного образования напрямую зависит от профессионализма преподавателей. Идеальный учитель сочетает высокую художественную квалификацию с педагогическими навыками работы с детьми. Обратите внимание на его достижения и регалии: художественное образование, участие в выставках, творческие звания и награды — все это говорит о серьезном отношении к профессии. Например, меня обучал художник с большим стажем и лауреат многих премий Николай Локотьков.

Полезно узнать отзывы родителей и учеников о конкретных преподавателях, посетить открытые уроки и мастер-классы, чтобы составить впечатление о стиле преподавания и атмосфере в классе.

Отзывы и портфолио выпускников. Один из показателей качества художественной школы — успехи и достижения ее выпускников. Узнайте, сколько выпускников поступает в художественные колледжи и вузы, участвуют ли они в конкурсах и выставках, какие призовые места занимают. Школы обычно ведут базы данных выпускников и с гордостью рассказывают об их достижениях.

Полезно пообщаться и с родителями нынешних учащихся, узнать их мнение о качестве обучения, отношении преподавателей и общей атмосфере в школе. В социальных сетях, родительских чатах и на местных форумах часто можно найти честные отзывы.

А чтобы получить представление об общем уровне подготовки, посетите выставку работ учеников школы. При этом обратите внимание не только на лучшие работы, но и на средний уровень — это покажет, как школа работает с обычными детьми, а не только с особо одаренными.

Местоположение и расписание. Практические аспекты обучения играют не менее важную роль: близкое расположение школы влияет на регулярность посещений и на мотивацию обучаться. Если до школы добираться более часа, это большая нагрузка на ребенка и родителей, особенно в зимнее время.

Расписание занятий должно учитывать школьную загрузку ребенка и семейный распорядок. Большинство художественных школ проводят занятия во второй половине дня и в субботу, что позволяет совмещать их с общеобразовательной школой.

Обычно в художественной школе занимаются два раза в неделю по 2-3 академических часа, то есть 90–135 минут. Некоторые школы предлагают гибкий график и возможность переноса занятий в периоды повышенной нагрузки в общеобразовательной школе.

Материальная база. На качество образования влияет материально-техническое оснащение школы. Нужны просторный и хорошо освещенный класс с большими окнами наличие мольбертов и натюрмортный фонд: драпировки, гипсовые слепки, предметы быта, муляжи фруктов и овощей.

Хорошо, когда в школе есть специализированных мастерские для скульптуры, керамики, залы для компьютерной графики и офортный станок. Последний позволяет ученикам овладеть техниками графического искусства: ксилографией, линогравюрой, литографией и монотипией. Все это расширяет возможности творческого развития учеников. А наличие библиотеки с альбомами по искусству, методической литературой, каталогами выставок помогут в теоретической подготовке.

Список художественных школ Санкт-Петербурга

Детские художественные школы и школы искусств северной столицы

Название школыАдрес и Телефон
Санкт-Петербургская детская художественная школа имени Б.М. КустодиеваБоковая аллея, 1. 234-13-95
АШБЕ художественная школаМосковский пр-т., 22 литера Л. 914-29-03
Санкт-Петербургская городская художественная школапр. Римского-Корсакова, 18/13. 314-31-53
Санкт-Петербургская детская художественная школа № 2ул. Некрасова, 10. 272-55-67
Санкт-Петербургская детская художественная школа № 13Свеаборгская ул., 23. 241-34-94
Художественный лицейДетская ул., 17А. 322-03-81
Детская Художественная Школа № 12Северный пр., 69/98. 555-73-61
Детская художественная школа № 17Приморский пр., 87. 430-15-20
Художественная школа на СреднерогатскойСреднерогатская ул., 13к1. 8 (921) 407-06-13
Детская Школа Искусств № 10пр-т. Энгельса, 74. 554-14-85
Санкт-Петербургская детская художественная школа №1набережная реки Фонтанки, 18, лит. А. 273-66-42
КОЛИБРИ, художественная школа(вход со двора), Туристская ул., 30, корпус 1. 8 (950) 000-09-21
Детская художественная школа №6Перекупной пер., 7. 274-15-83
Санкт-Петербургская детская художественная школа №16набережная Обводного канала, 46, корп. 2. 766-34-23
»ПроАрт» художественная школа для взрослых и детей13-я лин. В.О, 72, оф. 206. Тел.: 8 (931) 315-11-33
Александринопр. Стачек, 226. 246-29-39
Арт Школа №1Транспортный пер., 1. 628-20-16

Источник: Google Maps

Список государственных художественных школ Москвы

ДХШ и школы искусств в Москве и Подмосковье

Название школыОкругАдрес и Телефон
ДШИ №9 им. М.А. БалакиреваЮВАОФерганская ул., 23. 8 (495) 709-26-33
ДШИ №9 им. М.А. Балакирева (филиал)ЮВАО1-я Новокузьминская ул., 18. 8 (495) 379-66-84
ДШИ №13СЗАОПятницкое ш., 40. 8 (495) 794-45-30
ДШИ №13 (филиал)СЗАОМитинская ул., 48к2. 8 (495) 752-43-01
ДШИ №15 им. Е.Ф. СветлановаСВАОКулаков пер., 7. 8 (495) 615-68-56
ДШИ №16ЮЗАОб-р Адмирала Ушакова, 11. 8 (499) 743-15-09
ДШИ №10ЮАОБратеевская ул., 21к2. 8 (495) 342-55-97
ДШИ №11ЮЗАОул. Паустовского, 5к3. 8 (495) 427-74-77
ДШИ №14ЮВАОПронская ул., 7. 8 (495) 705-57-22
ДШИ №1 им. Н.А. Римского-КорсаковаВАОНовогиреевская ул., 58. 8 (495) 301-94-65
ДШИ №2 им. С.И. МамонтоваСВАОЯрославское ш., 65. 8 (499) 182-57-65
ДШИ №5ЗАОБольшая Очаковская ул., 39к2. 8 (495) 430-51-11
ДШИ №5 (филиал)ЗАОул. Лобачевского, 92к6. 8 (495) 789-99-11
ДШИ №6САОул. Генерала Рычагова, 20А. 8 (499) 153-55-21
ДШИ «Юность»ЮЗАОНовочеремушкинская ул., 64к3. 8 (495) 331-41-66
ДШИ «Марьино»ЮВАОНовочеркасский б-р, 42. 8 (495) 348-58-60
ДШИ «Старт»ЦАОЗоологическая ул., 18. 8 (495) 605-99-46
ДШИ «Тутти»ЮАОул. Красного Маяка, 4А. 8 (495) 314-60-24
ДШИ им. С. РихтераЮАОКаширское ш., 42к3. 8 (495) 324-80-13
ДХШ «Краснопресненская»ЦАОул. Красина, 27. 8 (495) 251-49-21
ДХШ «Солнцево»ЗАОул. 50 лет Октября, 29Б. 8 (495) 435-39-57
ДХШ САОСАОДмитровское ш., 34к2. 8 (495) 488-78-01
ДХШ №1 им. В.А. СероваЦАОул. Пречистенка, 32/1с1. 8 (495) 637-44-34
ДХШ №2СЗАОул. Маршала Новикова, 11. 8 (499) 196-43-25
ДХШ №4СЗАОб-р Яна Райниса, 29. 8 (495) 948-63-80
ДХШ №4 (филиал)СЗАОул. Долгова, 12. 8 (495) 491-64-89
ДХШ №5ВАОЗеленый пр-т, 99. 8 (495) 302-10-10
ДХШ №5 (филиал)ВАО2-я Владимирская ул., 56. 8 (495) 309-29-91
ДХШ №6СВАОул. Гончарова, 9. 8 (495) 639-80-58
ДХШ №7ВАОНижняя Первомайская ул., 48/9. 8 (495) 465-20-13
ДХШ №8ВАОКраснобогатырская ул., 19к2. 8 (495) 963-24-31
ДХШ им. В.А. ВатагинаЦАОСредняя Переяславская ул., 7/2с1. 8 (495) 681-82-00
Школа акварели Сергея АндриякиЦАОГороховский пер., 17. 8 (499) 261-57-27
Детская Школа Иконописи им. Андрея РублеваЦАОАндроньевская пл., 10. 8 (495) 255-10-70
Центр эстетического воспитания Алексея ЕгороваЗАОДавыдковская ул., 6. 8 (495) 445-47-03
Школа искусств motivitiЦАОул. Садовническая, д. 58, стр.1. 8 (495) 295-33-49
ДШИ Озерецкое (Останкино)СВАОпоселок совхоза Останкино, Озерецкое. 8 (905) 545-35-14
Детская школа искусств (г. Троицк)ТроицкТроицк, микрорайон В, 38. 8 (496) 751-29-67
Детская художественная школа (г. Троицк)ТроицкТроицк, Октябрьский пр-т, 11. 8 (496) 751-23-54
Детская школа искусств в ТроицкеТроицкБольшая Пионерская ул., 4. 8 (496) 751-24-92
Детская школа искусств град МосковскийНовомосковскийг. Московский. 8 (499) 558-06-71
Лотошинская детская школа искусствЛотошиноЛотошино, Центральная ул., 16. 8 (496) 287-04-16
Дмитровская детская школа искусствДмитровДмитров, пос. Рыбное. 8 (496) 226-26-20
Детская школа искусств «Луховицы» (отд.)Луховицыпос. Газопроводск, Центральная ул., 13. 8 (496) 635-88-79
Детская школа искусств «Луховицы» (отд.)Луховицыс. Дединово, Совхозная ул., 39. 8 (496) 635-36-82
Детская школа искусств «Луховицы» (отд.)Луховицыпос. Белоомут, Большая Огаревская ул., 26. 8 (496) 635-21-01

Источник: Детинформ

Частые вопросы родителей

Можно ли поступить на бюджет? Да, государственные художественные школы предоставляют бюджетные места. Их количество зависит от финансирования школы — обычно 60-80% от общего набора. Конкурс на бюджет может достигать 3-5 человек на место в престижных школах крупных городов. Отбор проводят на основе творческих испытаний, где оцениваются природные способности ребенка.

Для поступления на бюджет не нужны специальная подготовка или посещение дорогостоящих курсов — достаточно базовых навыков рисования и желания учиться. Важно помнить, что обучение на бюджетном отделении предполагает серьезное отношение к занятиям и регулярное посещение. При неудовлетворительной успеваемости или частых пропусках ученика могут отчислить, освободив место для других детей.

Что делать, если ребенок перехочет заниматься? Потеря интереса к занятиям — нормальное явление в процессе взросления ребенка, и родители должны быть готовы к такой ситуации. Не стоит заставлять продолжать обучение против воли ребенка — принуждение может навсегда отбить интерес к искусству и творчеству. Лучше сделать перерыв на несколько недель, дать ребенку возможность заняться другими делами и переосмыслить свои интересы.

Многие дети возвращаются к рисованию через некоторое время с новой мотивацией и пониманием. Если интерес к изобразительному искусству пропал окончательно, можно рассмотреть смежные направления: например, дизайн или архитектуру. Полученные в художественной школе навыки и знания в любом случае останутся с ребенком на всю жизнь. Они помогут в развитии эстетического вкуса, творческого мышления и способности к анализу.

Сколько стоит обучение на платном отделении? Цены сильно варьируются в зависимости от региона, престижности школы и программы обучения. В Москве месячная оплата обычно от 7 000 рублей, в Санкт-Петербурге — от 4 400 рублей, в регионах — дешевле. Стоимость обучения в государственных школах как правило ниже, чем в частных студиях сопоставимого качества.

Также закладывайте дополнительный бюджет на покупку художественных материалов, участие в выставках и экскурсиях. Качественные краски, кисти, бумага и холсты могут выйти 2-3 тысячи рублей в месяц.

Нужно ли покупать все материалы самим? Как правило художественные материалы родители покупают сами, хотя школа предоставляет базовое оборудование — мольберты, подиумы для натюрмортов, освещение и натюрмортный фонд. В начале учебного года преподаватели выдают список необходимых материалов с конкретными марками и характеристиками. Для младших классов это обычно простые карандаши разной твердости, ластики, акварельные краски, кисти и бумага.

Старшие классы требуют более дорогих материалов: масляных красок, холстов, профессиональных кистей и специальной бумаги для рисунка. Некоторые школы организуют коллективные закупки материалов со скидками. При этом не стоит сильно экономить на качестве художественных материалов — дешевые краски и кисти могут испортить работу и снизить мотивацию ребенка к творчеству.

Что в итоге

Художественная школа — это уникальная возможность дать ребенку творческое образование, которое повлияет на его формирование как личности и на дальнейшую жизнь. Даже если ребенок не станет профессиональным художником, навыки композиционного мышления, цветовосприятия и эстетического вкуса помогут в любой сфере.

Выбирайте школу не только по престижности, но и по соответствию интересам и способностям ребенка, учитывая семейные возможности и логистику. Помните, что творчество не терпит принуждения — поддерживайте интерес ребенка к искусству, но не заставляйте. Пусть дорога в мир прекрасного будет для малыша полна радости и новых открытий!

Узнавайте новое каждый день — подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы получать лучшие статьи о детях и их воспитании.

57
Хотите больше классных статей?

Подписываясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Поделиться