Международное образование: интервью с основателем сети детских садов и школ ASPECT
С 2001 года в Петербурге работает международный образовательный центр ASPECT. Начиная с детского сада ребята учатся здесь по российской образовательной системе и международным стандартам — и показывают отличные результаты, поступая в лучшие вузы страны и за рубежом.
Учредитель Aspect Ирина Юдичева рассказала, каково это — учиться в билингвальной среде, чем частная школа отличается от государственной, и каких принципов здесь придерживаются.
Как появился проект ASPECT
Все началось в 2001 году с детского сада на Наличной улице. Тогда это был садик одного из городских заводов. В стране кризис, в группах — недобор детей. Мы взяли в аренду одну группу и начали работать по британской программе BNC . Пришлось взять кредит, и постепенно мы выкупили все помещение.
Обязательное начальное образование в Великобритании начинается с четырех-пяти лет — на два-три года раньше, чем у нас. Мы решили попробовать организовать что-то похожее. Такие проекты уже были в Москве, но Петербург и тогда, и сейчас кардинально отличался от столицы. Наши родители хотели дать детям крепкое российское образование.
Тогда мы единственные в городе решили работать по двум программам — по официальной программе ФГОС и дополнительно по британским стандартам, чередуя предметы в расписании.

Учредитель образовательного центра ASPECT Ирина Юдичева

В образовательном центре несколько подразделений: детский сад, школа, центр подготовки к поступлению в западные школы, центр раннего развития, языковой центр, летние лагеря и другое
В каждой нашей группе были российские, иностранные и билингвальные педагоги. Это позволило создать двуязычную среду — как в семьях, где, например, папа говорит на английском, а мама на русском. В такой среде ребенок лучше развивается, у него сразу работают оба полушария мозга.
За 20 лет в городе открылось много детских садов, подобных нашему. Но большинство из них — это только «присмотр и уход за детьми» без лицензии на образовательную деятельность. Мы же работаем официально, по лицензии — точно так же, как все государственные дошкольные образовательные учреждения.
Частный сад с международной программой: сложности на пути
Самое сложное в таких проектах — найти помещение, которое соответствовало бы образовательным нормам и нормам Роспотребнадзора. Еще одна трудность — дефицит квалифицированных кадров. Не все хотят работать с маленькими детьми, ведь это колоссальный труд.
Преподаватель английского и так найдет, чем заняться. А работу с малышами надо именно любить — и, конечно, уметь это делать. Главный критерий, по которому мы сейчас отбираем иностранных педагогов в сад — их умение и желание работать с детьми.
Где центр находит иностранных педагогов
Наша компания имеет право приглашать иностранных преподавателей на работу. Для этого у них должны быть соответствующие дипломы и квалификации.
Раньше у нас было много преподавателей из США и Великобритании. Сейчас с этим есть определенные сложности. В 2022 году под влиянием консульств многие педагоги уехали из России. Но приехали другие. Они целенаправленно ехали сюда из разных стран, где тоже говорят на английском.
Не только детский сад: начальная школа и проекты с государственными гимназиями
В последние годы наметилась тенденция: мамы дольше сидят с малышами дома и позже отдают их в детский сад. Поэтому кроме дошкольного отделения у нас также появились группы подготовки к школе Pre-School, начальная школа, а также классы средней и старшей школы, в том числе классы на базе государственных гимназий. Сейчас у нас уже шесть площадок, две из них работают по принципу британских школ.
В школах работают преподаватели более высокой квалификации, чем в саду. Практически все дети из дошкольного отделения остаются у нас — переходят в наши начальные школы.

В частных школах ASPECT занятия проходят в небольших классах по 15-18 человек

К концу девятого класса ребята владеют английским на уровне Первого Кембриджского сертификата
На всех площадках ребята занимаются по единой образовательной системе с дополнительными программами по английскому языку. Это 6-7 уроков английского в неделю с российскими и иностранными преподавателями. В классах на базе гимназии наполняемость больше, тогда как в наших школах — это 14-18 человек. В небольших классах учиться комфортнее, так как есть возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Кроме того, в наших школах у нас есть возможность обогатить и усилить стандартную программу. Например, выбрать более сильный курс по математике или добавить более интересные материалы по окружающему миру. Стараемся всегда ориентироваться на превышение образовательного стандарта.
Как проходит отбор
В дошкольном образовании нет стандартов, в которых было бы прописано, что должны знать и уметь дети к первому классу. Поэтому готовность к школе оценивает психолог. Он смотрит, насколько ребенок внимателен и усидчив, как быстро реагирует на вопросы, владеет ли навыками самообслуживания. Школьная жизнь предполагает определенную самостоятельность, а в семьях сейчас, наоборот, царит гипероперка. Родители стараются все сделать за ребенка, а потом такой человек приходит в школу — и не умеет ни одеться, ни раздеться, ни собрать-разобрать портфель.
Также психолог проводит тесты, задает вопросы или предлагает выполнить специальные упражнения с картинками. Смотрит, за какое время ребенок справится с заданиями. Важно, чтобы в классе была примерно одинаковая скорость освоения материала.
Большинство родителей старается отдать ребенка в школу раньше, чем ему положено по возрасту. На мой взгляд, это большое заблуждение. На самом деле, к школе ребенок должен быть готов, тогда ему будет комфортнее. Потому что первый класс — это всегда сильный стресс: смена привычной обстановки, другие люди, другие условия и требования.
Куда поступают выпускники
Мы внимательно следим за судьбами наших учеников. Тем более, некоторые из них с нами с детского сада.
На наших площадках было уже пять школьных выпусков. Ребята поступают в хорошие вузы, в том числе на бюджет. Это МГИМО, СПБГУ, Горный университет и вузы с техническими специализациями.
Ребята поступают в те вузы, в которые нацеливались. А там, куда они поступают — часто становятся лучшими учениками благодаря фундаменту, который получили в школе.

Школа гордится своими выпускниками и с интересом следит за их судьбой, ведь многие учатся в Aspect с детского сада

Школа старается давать программу с превышением образовательного стандарта, принятого в России
Некоторые ребята сдают у нас ОГЭ и после девятого класса переходят в сильные физико-математические школы. С одной стороны, обидно, что они уходят от нас — но, разумеется, мы гордимся ими и следим за их успехами.
Кто-то поступает в западные вузы. Один наш мальчик поступил в известный театральный колледж в Лондоне. Там он один из лучших учеников, а сейчас у него уже творческий псевдоним и агент в Голливуде. Еще одна ученица представляла Россию на международном конкурсе в Китае. Она заняла второе место в мире и получила право бесплатно учиться в Пекинском университете. И таких историй много. Кто-то выбрал дизайн, и учится в Нидерландах. Кто-то уехал в Германию в математический вуз. Кто-то от нас уезжает в московскую школу «Летово» в старшие классы — и мы тоже радуемся, ведь там собираются самые сильные ученики со всей России.
Что нужно знать про международные экзамены
Чтобы сразу после школы поступать в зарубежные вузы, надо сдать экзамены по программе IB или по британской системе A-Level. Но даже сдать ЕГЭ — непросто: надо много готовиться и фокусироваться на этом формате. Несмотря на то, что у нас обучение ведется по двум программам — российской и международной, мы готовим только к ЕГЭ и кембриджским экзаменам FCE .
Если кто-то собирается поступать в западные вузы — лучше начать этот путь в 16 лет, после ОГЭ. Английский уже будет на хорошем уровне FCE — с ним можно поступить в западную школу, и, отучившись там три года, поступать в вуз.

Хороший английский и качественное академическое образование открывают перед ребятами двери в ведущие российские и зарубежные учебные заведения
Сдавать одновременно ЕГЭ и IB, чтобы оставить себе возможность в 17 лет выбрать вуз в России или зарубежом — если честно, на такое способны единицы. У нас в России сдать два экзамена можно только в «Летово». И для этого нужно иметь очень хорошую генетическую базу, быть физиологически сильным ребенком.
В остальных случаях я бы посоветовала сдать ЕГЭ и окончить хороший бакалавриат в России, а уже потом, свободно владея английским, поступить в магистратуру в западный вуз. Во-первых, я не сторонник, чтобы дети уезжали куда-то одни до 16 лет. А во-вторых, я всех призываю объективно оценивать своего ребенка. Он хороший в любом случае, и помогать ему надо в любом случае. Но важно видеть его реальные способности и возможности.
Если у тебя есть знания — ты сдашь ЕГЭ на высокие баллы. Это объективно: занимаешься — сдаешь, не занимаешься — не сдаешь. Поэтому я выступаю за наш ЕГЭ, за наши вузы и за свободное владение английским языком
Почему английский язык так важен
Мне кажется, что у нас в стране неправильный подход к изучению английского языка. Его недооценивают. Во-первых, обучение на двух языках влияет на развитие когнитивных функций. Во-вторых, это не язык «вражеских стран», а язык международного общения, которым надо владеть. Вся Индия говорит на английском, Филиппины, Швеция и так далее. Тогда почему мы не должны им владеть?
В Финляндии, например, ситуация сильно изменилась. Двадцать лет назад они не говорили по-английски, а сейчас в обычных школах — даже не в Хельсинки, а в Лахте, например — все наши коллеги говорят по-английский. У нас такого нет — ни в школах, ни в обществе. Мы, наверное, единственная страна, которая до сих пор дублирует фильмы.
Помню, в 2005 году мы ввели предмет «музыкальный английский». И родители возмущались — зачем это надо? Но прошло время, и эти занятия дали прекрасный результат. Изучая западную музыку — например, The Beatles или Queen — дети будут знать эти песни, а словарь из их текстов останется у них на всю жизнь.
Помощь школьникам в выборе профессии
В прошлом году для учеников средних школ ASPECT мы ввели программы предпрофиля. Это дает ребятам возможность попробовать себя в разных областях и лучше понять свои интересы.
Начиная с пятого класса дети могу выбирать дополнительные дисциплины гуманитарной или технической направленности. На гуманитарном предпрофиле мы учим журналистике, дизайну и иллюстрации. Учим писать статьи и эссе, работать с текстовыми редакторами и ориентироваться в шрифтах. У меня, например, нет таких навыков, и хотелось бы их иметь. Считаю, что в эпоху технологий каждый должен уметь написать и оформить небольшой текст. И для этого необязательно оканчивать факультет журналистики или быть веб-дизайнером.

Программы предпрофиля нацелены на то, чтобы к десятому классу ребята получили углубленные знания и прикладные навыки
На английском языке в гуманитарный профиль мы добавили такие дисциплины как публичное выступление и написание эссе. Еще мы купили специальное оборудование как на радиостанции — учим ребят настраивать звук и брать интервью в микрофон. Также учим пользоваться микшерными пультами и выставлять свет на сцене. Может это никому не пригодится, а может кто-то захочет стать звукоинженером или инженером по свету. Хотим дать им в руки какую-то специальность. Еще мы издаем свой журнал.
На техническом предпрофиле начинаем с робототехники. Там же есть олимпиадная математика повышенной сложности, информатика и программирование.
В рамках предпрофиля мы сотрудничаем с факультетом журналистики СПБГУ и с ИТМО. Преподаватели из этих вузов преподают у нас информатику, литературу и русский язык. Предпрофиль заканчивается в 10-11 классе, когда начинается подготовка к ЕГЭ.
Внеклассная программа
Помимо учебы у ребят насыщенная жизнь — поездки, экскурсии и музеи, начиная с дошкольного возраста. Стараемся выбирать познавательные места, куда родители вряд ли поведут ребенка. Так, побывали на ледоколе «Красин», в музеях Кронштадта, в Музее религии, Музее воды, Музее почты и Музее хлеба. В честь Дня Победы ездили на Дорогу жизни.
У нас есть проект «Путь к успеху». Начиная с шестого класса приглашаем к детям интересных людей — спортсменов, музыкантов, юристов, искусствоведов и других специалистов, которые чего-то достигли. Они рассказывают о том, что такое успех в их профессии, и как они к этому шли.
Мне кажется, успех — это когда ты занимаешься делом, которое тебе очень нравится. И хорошо, если это дело приносит еще и материальный достаток — тогда ты можешь помогать другим: семье, престарелым родителям, или благотворительностью заниматься. Не бывает большого успеха без большого труда
Также проводим баттлы или дебаты. Ребята выбирают определенную тему или точку зрения, и аргументированно отстаивают свою позицию. Еще был проект «Соседи России». Каждый класс выбрал страну, которая граничит с Россией, и представлял ее в форме танца, песни или сценки. Даже национальные блюда готовили.
Отмечаем разные праздники — не только российские, но и западные: День благодарения, День Святого Патрика, День сурка, Рождество и День Святого Валентина. Невозможно изучать язык, не зная культурных традиций его носителей. Только Хеллоуин не отмечаем — я считаю, что это неуместно в православной стране.
В начальной и средней школах ASPECT учебный год заканчивается ассамблеями. Там мы вручаем ребятам призы и грамоты — «Лучший в английском языке», «Победитель олимпиад», «Лучший результат ГТО», «Самый дисциплинированный» и др. Стараемся показать, что можно добиваться разных результатов — чтобы другие ребята тоже так захотели. Это становится особенно важно к средней школе, когда родительский авторитет уходит на второй план. На первое место выходит социум, в котором ребенок растет и развивается. Поэтому в средней школе делаем ставку на преподавателей. Если ребенок уважает учителя и ценит отношения с ним, это может вдохновить его на достижения в учебе, особенно в таком непростом переходном возрасте.
Как справляться с трудностями переходного возраста
6-7 класс — сложное время для подростков. И для девочек, и для мальчиков. Они себе не нравятся, у них постоянно какие-то метания. Найти себя помогут хорошие педагоги, психологи и дружеская, поддерживающая обстановка в классе без буллинга.
У нас есть система наставничества. За каждым классом закреплены два преподавателя — российский и иностранный. Они проводят много времени с детьми — на прогулках, в кафе, в поездках и на переменах. Как классные руководители, они в курсе всего, что происходит с каждым учеником. Если видят, что что-то не получается или не складывается — помогают.
Главное — самостоятельность: принципы в обучении детей
Главный смысл, который мы вкладываем в наши образовательные стратегии: учеба — это личное дело ребенка. Не родителей! Только ученик ответственен за свои успехи или неудачи.
Мы стараемся добиться того, чтобы ребенок не шел к родителям со словами: «Я ничего не понял по математике или по русскому, мне поставили два». А чтобы шел к преподавателю и говорил: «Марья Ивановна, я ничего не понял, вы могли бы мне помочь?». И Марья Ивановна поможет.
Или, например, ребенку на занятиях драмой досталась не та роль, которую он хотел. Важно, чтобы он не к родителям шел жаловаться, а мог бы подойти к наставнику и сказать: «Я хочу эту роль, дайте мне, пожалуйста, попробовать».

Ученики школы Aspect получают среднее образование в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и общеевропейским стандартом языковой компетенции

В 2011 году Aspect получила статус официального центра по подготовке к кембриджским экзаменам Cambridge ESOL
То же самое в ситуациях буллинга. Мы, конечно, стараемся следить, чтобы такого не было. Но дети очень разные. Хочется, чтобы ребенок подошел к преподавателю-наставнику или психологу, и сказал: «Ваня меня буллит. Помогите, пожалуйста, решить эту ситуацию».
Иногда родители недовольны, что мы не рассказываем им о наших трудностях. Мы всегда отвечаем: это наши внутренние школьные дела, если хотите о чем-то узнать — запишитесь на встречу и приходите. Мы с вами поговорим и все расскажем. Но сами не будем звонить и жаловаться. Мы рассказываем только про хорошее и про достижения. И преподаватели тоже стараются на позитиве фокусироваться. А уж если дело дошло до негатива — то это к психологу или к администрации.
Зачем нужен школьный психолог, и как это работает
Психологи — это наши востребованные сотрудники. Они реально помогают. Например, преподавательница ведет урок, и ей мешает кто-то из детей. Тогда она звонит психологу и просит прийти. Психолог сидит и смотрит, помогает разобраться. Если ребенок сильно мешает, и надо удалить его с урока — об этом тоже просят психолога. То есть это профессиональный посредник при разрешении конфликтов.
А бывает, что ребенок просто не хочет учиться. То есть мы хотим научить, а ученик не хочет категорически. Это тоже решается через психолога. Он проводит беседы, пытается понять, в чем дело. Это ведь не только от школы зависит. Часто, когда ребенок не хочет учиться, что-то происходит у него дома. Когда в семье все хорошо, то и в школе плохих историй не бывает.
Бывают дети, у которых включается программа разрушения класса. Если ребенок с сильными лидерскими качествами решает, что он лидер, и начинает вокруг себя собирать таких же, начинаются негативные процессы, которые ничего хорошего классу не приносят. Здесь тоже чаще всего что-то происходит в семье. Тогда работа ведется не только с ребенком, но и с семьей.
В саду тоже нужна помощь психолога. Например, помочь адаптироваться ребенку, который не хочет или боится идти в сад.
Атмосфера взаимопомощи и благотворительность
Три раза в год — осенью, зимой и на Пасху — мы проводим благотворительные мероприятия. Это важная часть школьной жизни. Все особенно ждут Рождественскую ярмарку с сувенирами и выпечкой — в ней участвуют и дети, и родители. За вечер на всех площадках мы собираем приличную сумму.
Мы не отдаем средства в детские дома или фонды, а адресно помогаем нескольким семьям, в которых есть дети с инвалидностью. Деньги идут на реабилитацию. Иногда эти семьи приезжают к нам на мероприятия как зрители.
Главное, что дает школа
Я думаю, главное — чтобы в школе дети получили навыки, которые им будут нужны в жизни, а также научились мыслить, рассуждать и принимать свои решения, возможно, непохожие на решения других людей. И не боялись иметь свою позицию, отличную от позиций других.
Также важно, чтобы они умели говорить, писать и грамотно излагать свои мысли на русском языке. И чтобы в совершенстве владели хотя бы одним иностранным языком.