Основа Детства
Связаться с нами: info@osnovadetstva.ru

«ОСНОВА ДЕТСТВА» работает в области информационных технологий. Код деятельности 2.01. Вся информация носит рекомендательный характер

Политика конфиденциальности

Что значит «ребенок готов к школе», и что малыш должен уметь к 1 сентября? На вопросы, волнующие родителей будущих первоклашек, отвечает учитель начальных классов Елена Еростенко.

В этой статье:

Готовность личности и мотивация

Состояние «готовность ребенка к школе» складывается из многих факторов: готовности физической, личностной, мотивационно-волевой и интеллектуальной.

Дети, у которых хорошо развиты память, мышление, внимание и речь, как правило, успешно усваивают программу первого класса, даже если до поступления в школу не умели читать. Это показывает мой 40-летний опыт работы.

Для примера расскажу, как работают школы в Японии. Там цель дошкольного образования — обеспечить ребенку здоровую и безопаснуют среду, развивать коммуникабельность, речь, интерес к окружающему миру и творческий потенциал. По сравнению с российскими сверстниками японские дошкольники гораздо меньше времени проводят за академическими занятиями и намного больше — за игрой. Школьную программу дети начинают осваивать в шесть лет, и за первый учебный год им предстоит выучить 368 букв — сравните с нашими 33.

В 6-7 лет с ребенком происходят значительные перемены: он стремительно растет, начинают выпадать молочные зубы и меняется поведение. А главное — формируется внутренняя готовность быть учеником.

Тест на определение готовности к школе

Родители могут попробовать сами определить мотивационно-волевую готовность малыша. Для этого есть небольшой тест.

Вопросы. Озвучьте ребенку следующие фразы и спросите, согласен он с ними или нет. Зафиксируйте ответы в таблице: если малыш согласен с высказыванием — ставьте плюс, если нет — оставьте место пустым.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
  4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
  5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
  6. Когда я пойду в школу, буду хорошо учиться.
  7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.
  8. Мне кажется, что в школе интереснее, чем в детском саду.
  9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего двора уже учатся.
  10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться еще в прошлом году.

Результаты:

1-3 балла — ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Взрослым стоит задуматься.

4-8 баллов — да, малыш хочет в школу. Только уточним, для чего. Если больше всего баллов набралось в первых пяти вопросах — ребенок, в основном, мечтает о новых играх и друзьях. Если во второй половине — он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно пока не вызывает негативных переживаний.

9-10 баллов — прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на ближайшие десять лет.

Реалистичный образ школы

Чтобы ребенок захотел в школу, важно сформировать ее положительный, но реалистичный образ. Постарайтесь избегать угрожающих или обесценивающих высказываний:

  • «Вот пойдешь в школу — там тебе за такое прилетит»;
  • «Ты, наверное, будешь двоечником (отличником)»;
  • «Что ты вертишься! Пойдешь в школу — там учительница не будет с тобой церемониться».

Отрицательный образ могу подкреплять и старшие ребята, у которых проблемы с учебой. Например, шестилетний мальчик может думать: «Скоро я пойду в школу, и там меня будут все время ругать как Вовку».

Не стоит впадать и в другую крайность — изображать школу местом, где сплошь радость и успехи. Пока неизвестно, как пойдет учеба у ребенка, как сложатся его отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, который ожидал, что в школе будет легко и приятно, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.

Не искажайте веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовыми очками» облегченных ожиданий. Пусть он относится к школе как к новому и интересному делу — с верой в свои возможности и в вашу готовность помогать

Волевая готовность

Ребенку не всегда интересно на школьных уроках. Поэтому для успешной учебы нужны: умение подчиняться правилам, внимательно слушать, следовать указаниям учителя или самостоятельно делать задания. Иными словами — проявлять волю.

Снова обратимся к опыту Японии. Важная задача в японской системе образования — формирование у детей навыков социального поведения и коммуникации, умение работать в коллективе. При это четко выполнять предписания и не мешать окружающим.

К сожалению, в нашей системе бывают упущения и негативные факторы. Есть дети, которых родители воспитывают «свободно». Такие ребята часто ведут себя на уроках неподобающе — перебивают учителя, постоянно отвлекаются и отвлекают других. Это сказывается на учебном процессе, ведь свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

К воле через игру

Волю можно тренировать в игре. Например, ребенок может срисовывать изображение с картинок — это развивает усидчивость. Хороши и настольные игры, где нужно соблюдать правила, и подвижные игры. Например, игра «зеркало»: ребенок встает напротив вас и выполняет движения одновременно с вами, словно он — ваше отражение. Это не так просто — придется запастись терпением.

Играйте с детьми как можно больше! В игре развиваются память, мышление, внимание и речь. Формируются реальные отношения в коллективе. Дети учатся подчиняться и руководить, организовывать совместную деятельность, разрешать конфликты, помогать другим и пр. В игре ребенок проявляет самостоятельность.

Во время игр очень важно не ругать детей за ошибки. Поддерживая ребенка, вы учите его ценить себя.

Режим тоже важен

Важный момент подготовки к школе — правильный режим дня: часы отдыха, еды, занятий и прогулок. Режим поможет настроить и сохранить нормальную работоспособность в течение дня, недели, месяца и года.

Приучать к режиму стоит до школы. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это зависит и от темперамента ребенка, и того, умеет ли взрослый придерживаться своих правил и требований.

Желательно, чтобы табличка с распорядком дня висела над рабочим столом первоклассника.

Примерный распорядок дня первоклассника

Утро. Ребенок умывается, одевается, убирает постель, делает зарядку и завтракает. В это время постарайтесь обойтись без лишней спешки и нервозности. Окрикивать и одергивать ребенка не стоит.

Дорога в школу. Пусть она станет неторопливой прогулкой, поэтому из дома лучше выйти заранее.

Занятия в школе.

Дорога домой. Введите правило: после школы — сразу домой. Все остальное — после обеда.

Переодевание. Обед.

Свободное время. Его можно потратить на сон, прогулку, выполнение регулярной посильной работы по дому под присмотром взрослых.

Врачи рекомендуют так распределить время:

  • Прогулка и подвижные игры — не менее 3 часов;
  • Работа по дому — 30-40 минут;
  • Самообслуживание — 1 час;
  • Домашнее задание — 1 час;
  • Секции, кружки, дополнительное образование — оставшееся время.

Вечер. Это время для совместного ужина и общения с ребенком. Можно посмотреть детские передачи или немного поработать на компьютере.

Подготовка ко сну. Гигиенические процедуры, чтение перед сном.

Ночной сон. Должен длиться 9-10 часов.

Самостоятельность в быту

Навыки самообслуживания важны и понадобятся в школе с первых дней. Ведь школа — это не только процесс обучения, но и социальная жизнь помимо уроков.

Аккуратный внешний вид и порядок в школьных принадлежностях влияют на общее самочувствие ребенка и его успеваемость. Аккуратность во многом зависит от самостоятельности. Дети, у которых нет элементарных навыков самообслуживания, теряются без помощи взрослых и не уверены в себе. Причина часто кроется в чрезмерной опеке со стороны взрослых, которые выполняют за детей то, что те могут сделать сами.

К самостоятельности детей приучают с раннего детства. Замечательно, если первоклассник умеет:

  1. Одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфик или варежки. Завязывать шнурки и застегивать пуговки.
  2. Переодеваться на урок физкультуры.
  3. Следить за собой в течение дня: поправлять прическу, чистить костюм, мыть руки и пользоваться носовым платком.
  4. Пользоваться общественным туалетом.
  5. Завтракать и убирать за собой посуду.
  6. Собрать портфель и достать из него все нужное. Для этого ребенок должен знать содержимое портфеля. А значит, самостоятельно собрать его с вечера под руководством родителей.

Кроме того, ребенок должен понимать, как нужно вести себя со сверстниками, и как — со взрослыми людьми. И не бояться обратиться за помощью. Этому не учат на специальных занятиях — только в семье.

Верьте в своего ребенка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он все может и всего достигнет, стоит ему захотеть. Пусть он идет в школу с радостью и с уверенностью, что уже многое умеет, а всему остальному обязательно научится. Говорите при ребенке, что учеба в школе — прекрасная возможность быть и считаться взрослым.

Узнавайте новое каждый день — подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы получать лучшие статьи о детях и их воспитании.

105
Хотите больше классных статей?

Подписываясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Еще больше полезного:

Поделиться