Теория привязанности: связь ребенка с родителями и няней
Тема привязанности и детско-родительских отношений все более актуальна. В стремлении понять потребности ребенка родители изучают информацию по воспитанию и погружаются в его удивительный мир. Появляется индустрия поддержки семей: новые форматы услуг, детские и развивающие центры, растет число квалифицированных нянь и педагогов.
Рассмотрим, о чем говорит теория привязанности и как выстраивать отношения с няней.
Феномен детской привязанности к родителям и к няне
Основатель концепции привязанности Джон Боулби утверждал, что у каждого ребенка есть врожденная потребность в эмоциональной связи с близким взрослым — будь то мать, отец, бабушка или няня.
Эта связь — не просто «приятное дополнение», а основа выживания и психического благополучия. Она нужна для формирования образа себя, других и мира.
Привязанность — биологический инстинкт, в котором ребенок начинает искать близость со значимым взрослым, когда чувствует угрозу или дискомфорт
Что это значит на практике:
- малыш плачет, когда мама уходит и успокаивается, когда та возвращается — это проявление привязанности;
- когда рядом нет родителей, ребенок может искать утешения у няни — если с ней сложились теплые и надежные отношения;
- когда взрослые откликаются на потребности малыша, он учится доверять, чувствует безопасность и формирует здоровую самооценку;
- если же связь нестабильна — могут развиться тревожность, замкнутость или чрезмерная зависимость.
Пример формирования привязанности: Ване три года. Родители рано утром уходят на работу, оставляя малыша в частном детском саду. Большую часть дня за ребенком присматривает воспитатель. Сначала Ваня тяжело переживал расставание с мамой, но со временем, благодаря постоянной заботе и ласке воспитателя, начал проявлять к ней доверие: берет ее за руку, делится эмоциями и бежит за утешением. При этом он не теряет связи с мамой — просто рядом появился еще один «надежный взрослый».
Вывод: Ребенок может формировать привязанность не только к родителям, но и к другим заботливым и устойчивым фигурам. Главное — чтобы взрослый был эмоционально доступен, реагировал на потребности малыша и создавал атмосферу стабильности. Такая система привязанностей помогает детям легче адаптироваться, развиваться и чувствовать себя в безопасности в меняющемся мире.
Схема формирования привязанности по Джону Боулби

Когда малыш подает сигнал — плач, взгляд или жест — чуткий взрослый реагирует заботой и вниманием. Этот опыт повторяющихся взаимодействий формирует у ребенка представление о себе, других и мире
Психология детской привязанности
Она зависит от возраста.
До 3 месяцев – малыш воспринимает заботу от любого взрослого. Ребенок еще не обосабливает маму, но узнает ее голос и запах.
3-6 месяцев – позитивная реакция на знакомые лица: активное движение ручками, ножками, улыбка и смех. На этой стадии малыш уже отличает маму от других взрослых.
До двух лет – активное изучение мира с поддержкой мамы, папы и других взрослых. Фаза формирования истинной привязанности: при исследовании мира, в случае испуга или огорчения, ребенок ищет комфорта и безопасности в руках близкого взрослого.
В возрасте от года до полутора лет он разделяет людей на «своих» и «чужих», отказываясь идти на руки к незнакомым и оставаться с ними наедине. В этот период стоит подбирать няню с особой осторожностью — адаптация к новому человеку в семье проходит труднее.
2-3 года – образуется устойчивая привязанность к взрослому, который служит гарантом заботы, надежности и безопасности.
Привязанность может появиться не только в отношении мамы. Папа, бабушка, няня и другие взрослые могут в равной степени стать «значимыми взрослыми», если обеспечивают основной уход и заботу.
Чем отличается привязанность к няне и к родителям
Различия обусловлены ролью и характером участия этих взрослых в жизни малыша. Привязанность к родителям основана на безусловной любви, постоянстве и эмоциональной включенности. Родители — первичные фигуры безопасности, принятия и идентичности.
Няни, в свою очередь, не заменяют родителей, а дополняют их. Они обеспечивают заботу, внимание и стабильность в течение дня. Но привязанность к няне — второстепенна, и во многом зависит от эмоционального климата в семье. Ребенок воспринимает няню не изолированно, а в контексте связи с мамой. Он, словно «считывает» эмоциональный тон: доверяет ли мама няне, общается ли с ней уважительно, спокойно ли передаёт ей малыша. Если мама выражает спокойствие, симпатию и одобрение, это помогает ему быстрее принять няню как надежную и безопасную фигуру.
Пример, как это работает: если мама тепло прощается с ребенком утром, передавая его няне с улыбкой и уверенно, малыш чувствует, что это «безопасный человек». А если мама напряжена и тревожится, ребенку сложнее адаптироваться к ситуации: он может оставаться настороженным и не стремиться к контакту с няней.
Таким образом, мама становится своего рода эмоциональным медиатором, «разрешающим» ребенку строить отношения с другим взрослым. Чем крепче и стабильнее связь между мамой и няней, тем больше шансов, что у малыша сформируется комфортная и устойчивая привязанность.
Обычно у ребенка формируется четкая иерархия, и нет конкуренции между значимыми фигурами: мама на первом месте, няня — второстепенна. Но бывают и другие сценарии, когда мама, например, занятая и контакт с ребенком нарушен. Тогда ребенку может быть непонятно, какая фигура для него ключевая — он как бы «разрывается» между няней и мамой. Это негативный вариант.
Бывает еще ситуация, когда с няней выстраивается очень теплый контакт, и она становится самым значимым человеком для ребенка. Например, как в случае с Пушкиным. И этот вариант лучше предыдущего, так как соблюдается иерархия. Но есть другая опасность: в случае, если няню уволят или она сама уйдет, для ребенка это будет значительной нагрузкой на психику.
Главное помнить, что привязанность определяется не по рождению, а по продолжительности и качеству контакта, чувствительности и отзывчивости. При этом консистентность — предсказуемость реакций — важнее, чем количество проведенного вместе времени.

У малыша может быть несколько «значимых взрослых»: главное, чтобы была иерархия, а взрослые действовали сообща и общались по-доброму
Ребенок сильно привязался к няне, нужно ли беспокоится
В большинстве случаев сильная привязанность к няне – это нормально. Няня проводит много времени с ребенком, становится для него значимым взрослым. Создается эмоциональная связь, как с членом семьи. Таким образом малыш учится новым социальным связям: первый положительный опыт, который влияет на него в будущем.
Динамическая модель привязанности. Патриция Криттенден — автор динамической модели привязанности — утверждает, что ранние отношения с воспитателями оказывают длительное влияние на эмоциональное, социальное и умственное развитие ребенка.
Криттенден развила идеи Джона Боулби, дополнив их динамической моделью. В отличие от классической концепции, которая акцентирует внимание на раннем детстве и формировании базовых моделей привязанности, ее подход рассматривает привязанность как гибкую, развивающуюся систему, которая адаптируется к жизненному опыту и контексту.
Типы привязанностей. В основе теории привязанности лежит деление на четыре типа:
- Надежная — стабильная и предсказуемая реакция на стресс, уверенность в себе и других.
- Избегающая — склонность избегать близости, подавлять эмоции и потребности в помощи, предпочитая полагаться на себя.
- Тревожная — высокая тревога, зависимость от других, постоянный поиск подтверждения любви и принятия, страх отвержения.
- Дезорганизованная — сочетание избегающего и тревожного паттернов поведения.
У няни с надежным типом привязанности развиты навыки эмпатии, чуткости и способности создавать безопасную атмосферу для ребенка — это основа его здорового развития.
Появление такой няни может быть благотворно в том числе и для отношений малыша с мамой. Если у родителя был травмирующий опыт и в детстве он не получал должной заботы, привязанность с ребенком может формироваться по избегающему и тревожному типу. В таких случаях пример здоровых взаимоотношений с няней способен оказать исцеляющее воздействие — как на ребенка, так и на родителя.
Если у ребенка нет бабушек, дедушек и других близких родственников, которые могли бы поддерживать ребенка, няня станет для него значимой фигурой.
Этапы привыкания ребенка к няне
Важно понимать, что контакт с няней формируется не только у ребенка, но и у семьи. Родители испытывают стресс при выборе подходящего человека. Появляются страхи и опасения и волнение — это естественно.
Как правило, адаптация длится от двух недель до месяца:
- Первая неделя — знакомство и настороженность. Ребенок изучает нового взрослого, может проявлять тревожность, сдержанность или протест.
- 2–4 недели — привыкание. Постепенно появляется доверие, снижается тревожность, ребенок начинает принимать няню как безопасного взрослого.
- После месяца — формирование устойчивой привязанности. Малыш чувствует себя спокойно рядом с няней, активно вступает в контакт, ищет у нее поддержки и утешения.
Появление няни в семье переживается детьми по-разному — это что-то новое и неизведанное. Многое зависит от личности ребенка, его темперамента и особенностей развития. Некоторые дети более склонны к формированию сильных привязанностей, чем другие.
Чтобы процесс адаптации протекал безболезненно, соблюдайте четкий режим дня, поддерживайте ощущение стабильности, безопасности и контроля над ситуацией.
Советы для родителей:
- В первые две недели постарайтесь не отлучаться из дома. Так ребенок поймет, что с появлением нового человека мама не исчезает, и что рядом с няней безопасно.
- В раннем возрасте желательно играть с ребенком в игры: «ку-ку» и поиск игрушек, показывая на примере, что сейчас игрушки нет, но скоро она появится. Когда ребенку от 3 до 6 лет подойдут сюжетно-ролевые игры с проигрыванием ситуаций расставания.
- Постепенно увеличивайте время расставаний. Когда ребенок привыкнет к новому человеку, оставляйте его с няней одного, сначала на короткое время, и постепенно увеличивая интервал. Будьте на связи — это поможет легче адаптироваться к новому режиму.
- Введите ритуал прощания и встреч. Прощайтесь с ребенком, когда уходите: не исчезайте, будьте последовательны и предсказуемы в действиях. Тогда ребенок почувствует стабильность и безопасность.
Все эти советы помогут в адаптации не только малышу, но и родителям с няней.
Когда привязанность становится проблемой
Что-то идет не так, если ребенок:
- тяжело переживает долгое расставание с родителями, тревожится и нуждается в постоянном внимании;
- проявляет агрессию к близким взрослым, избегает контактов с другими детьми и взрослыми;
- не отпускает родителей даже на короткое время или отталкивает их, проявляя неадекватные реакции на близость;
- просит помощи даже с простыми задачами и требует постоянной поддержки.
Как правильно реагировать родителям. Важно принять чувства ребенка, даже если они кажутся нелогичными. Предложите малышу помощь, будьте рядом в момент переживания ярких эмоций. Вместе с этим установите границы и объясните, что есть ситуации, когда родители заняты делами.
Не спешите быстрее отстраниться от ребенка, научите его самостоятельности и дайте возможность проявлять инициативу в познании мира. Проводите с ним больше качественного времени, следуйте за его интересами и включайтесь в игру. Если не можете сами справиться с проблемой, обратитесь к психологу.
Проблемы с привязанностью возникают по разным причинам, и это не всегда вина родителей. Важно, чтобы ребенок знал, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Рекомендации по выстраиванию границ с няней
Качество контакта с детьми зависит не только от профессионализма няни, но и характера малыша. Одна и та же няня станет близким другом для одного и с трудом найдет общий язык с другим.
Проблемные отношения возможны не только из-за неправильного подхода няни, но и по вине родителей. Если малышу не хватает внимания и заботы родителей, он негативно воспринимает любого человека, который старается их заменить.
Выстроите границы и обозначьте правила. Помните, что вы работодатель. Любые спорные моменты важно обсуждать с няней, а не пускать на самотек. Иначе няня не придаст значения ситуации, а значит продолжит совершать ошибки в уходе и воспитании. Для начала подумайте над правилами, которые установите, а затем над личностью няни.
Пример подавления границ няней: Няня завышает цену за свою работу, предлагая вам дополнительные услуги, в которых вы не нуждаетесь. Настаивает на этом и делает замечание в духе: «Я буду мыть полы, а то у вас грязно». Устанавливает свои правила в уходе за малышом, не слушает ваши просьбы, дает непрошенные советы, начинает поучать: «Ребенок не должен ходить без носков, простудится, и окна нельзя открывать, когда он в комнате».
Как выстраивать отношения с няней. Чтобы избежать конфликтных ситуаций:
- Не допускайте панибратства, общайтесь на вы. Помните, вы работодатель, и нельзя менять роли и становится близкими друзьями. В дальнейшем это чревато тем, что вы не сможете делать замечания и контролировать няню.
- Говорите о своих принципах и правилах спокойно и уверенно. Будьте предельно точны в требованиях, если няня начинает переубеждать вас.
- Гасите конфликтные ситуации. Любое недопонимание решается спокойно, не переходя на повышенный тон. Важно оставаться справедливым и объективным независимо от ситуации.
- Помните о связке «родитель-няня-ребенок». Важно выстроить с няней теплое и доверительное общение, так как это напрямую влияет на контакт няни с ребенком.
- Не нагружайте няню бытовыми задачами. Такой подход возможен при взаимном согласии и дополнительной оплате. Но учитывайте, что в таком случае няня не сможет полностью себя посвящать ребенку, и качество может пострадать.
Если отношения не клеятся — продолжите поиски няни.
Качества няни, которые важно учитывать при поиске специалиста
Чувствительность и отзывчивость. Няня должна быть внимательна к сигналам ребенка, распознавать его потребности и отвечать на них своевременно. Важно, чтобы няня умела успокоить малыша в стрессовых ситуациях, проявлять нежность и понимать его эмоциональное состояние.
Последовательность и предсказуемость. Ребенку важна предсказуемость в поведении, чтобы няня придерживалась установленных правил и режима дня, обеспечивая стабильность и безопасность.
Уважение к автономии ребенка. Когда няня проявляет уважение к стремлению ребенка быть самостоятельным, поддерживает в исследовании окружающего мира и развитии.
Опыт и навыки. Важны опыт работы с детьми этого возраста, знание основ гигиены, ухода и развития детей. Также желательны педагогическое образование, знание воспитательных методик, умение оказывать первую медицинскую помощь и готовить детское питание.
Личностные качества. Доброта, терпение, спокойствие, нежность, заботливость, уравновешенность и стрессоустойчивость.
Как распознать подходящую няню в контексте теории привязанности
Выбор няни – ответственный процесс, который требует тщательного внимания. Учитывайте принципы теории привязанности, чтобы у ребенка была здоровая эмоциональная основа для развития:
- Обратите внимание на поведение ребенка в присутствии няни, на уровень их сонастройки и насколько хорошо няня адаптировалась к темпераменту и настроению ребенка.
- Поговорите с няней о ее личном опыте и подходе к воспитанию. Узнайте, как справляется с детскими капризами, слезами и страхами.
- Оцените ее реакции на вопросы и замечания. Насколько она открыта и готова обсуждать вопросы, связанные с уходом за ребенком.
Литература по теории привязанности
Вот несколько полезных ссылок, чтобы узнать больше:
- Методы исследования привязанности в процессе возрастного развития в современной зарубежной психологии, Сабельникова Н. В.
- Исследование привязанности ребенка к матери, Искольдский Н.В.
Частые ошибки родителей
Резкая смена няни. При смене няни лучше плавно знакомить ребенка с новым человеком — дать возможность привыкнуть друг к другу. Ребенок испытывает стресс, тревогу, переживает чувство потери и неуверенности, если предыдущая няня была значимым человеком. На начальном этапе можно постепенно увеличивать проводимое время с новой няней в присутствии предыдущей. Так ребенок легче адаптируется и ему будет комфортнее.
Запреты на общение с няней, особенно если ребенок привязан к ней. Это может негативно повлиять на эмоциональное и социальное развитие. Ребенок лишается возможности выстраивать доверительные отношения с другим взрослым, что важно для социализации.
Когда начинают ревновать ребенка к няне. Иногда мамы начинают ревновать, если видят, что малыш тянется к няне, хочет проводить с ней время и играть. Хотя стоит радоваться: это не значит, что малыш стал любить няню больше или считать мамой.
Не критикуйте няню в присутствии малыша, это подрывает ее авторитет и приводит к нарушению дисциплины у ребенка.
Что в итоге
- Привязанность — это эмоциональная связь между малышом и значимым взрослым, которая формируется в раннем детстве и влияет на дальнейшую жизнь. Она дает ребенку чувство стабильности, безопасности и основу для доверия к миру.
- Надежная привязанность формируется при стабильном, чутком и предсказуемом отклике взрослого на потребности ребенка — как физические, так и эмоциональные. При этом качество контакта и предсказуемость реакций важнее, чем количество проведенного времени.
- У ребенка может быть много привязанностей: к родителям, близким родственникам, к няне и воспитателю в детском саду. Это нормально, когда ребенок чувствует иерархию: кто из взрослых играет самую значимую роль, а кто — второстепенную.
- Как правило адаптация длится от двух недель до месяца. При этом важен контакт родителей с няней: если он положительный, то малыш считывает, что он в безопасности и быстрее адаптируется к новым условиям.
- Понимание принципов теории привязанности важны не только для родителей, но и для педагогов, нянь, специалистов — тех, кто участвует в воспитании и социализации ребенка.