Готовимся к школе: упражнения и методики по развитию речи
Поступление в первый класс — волнующий этап для всей семьи. Предстоит серьезная подготовка, и одна из важнейших задач — развитие речи ребенка. Это не только умение правильно произносить звуки, но и богатый словарный запас, способность строить сложные предложения, четко выражать свои мысли, понимать других, пересказывать и сочинять. Все это напрямую влияет на успехи в учебе, а также на социализацию и уверенность малыша.
Из чего складывается готовность к школе
Речь — один из ключевых навыков для успешного старта первоклассника. Хотелось бы выделить и другие аспекты, развитие которых влияет на готовность и успехи ребенка в школе. Это восприятие, мышление, память, речь и кругозор — представление ребенка об окружающем мире. А также познавательный интерес — желание узнавать новое и получать знания самостоятельно.
Важную роль играет и мелкая моторика: развитые графо-моторные навыки помогут ребенку быстрее освоить письмо. Ведь как говорил советский педагог-новатор и детский писатель Василий Сухомлинский — «Ум ребенка на кончике его пальцев».
Только тестированием определить готовность ребенка к школе невозможно. Грамотные специалисты будет наблюдать за малышом в разных сферах деятельности — в играх и проблемных ситуациях, во время физической активности или в общении со сверстниками и взрослыми.
Как помочь ребенку понять окружающий мир
Важно, чтобы перед школой взрослые дали ребенку необходимую систему знаний об окружающем мире. Детям часто рассказывают про вырванные из контекста явления — например, про устройство автомобиля или компьютера, в результате чего создается впечатление, будто ребенок многое знает и понимает. А на деле оказывается, что он не умеет устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
На помощь придет дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Ребенку предлагают серию картинок. Задача малыша — разложить их в нужной последовательности и рассказать историю. Каждый раз последовательность может меняться, персонажи — получать разные имена и характеристики, а история — обрастать новыми деталями и подробностями.
Также полезно, если ребенок будет придумывать свои истории. Такие упражнения и игры развивают связную речь и творческие способности, и могут вдохновить ребенка узнавать «А что будет потом?» и отправиться на поиски информации самостоятельно. Одна из задач взрослого — научить ребенка пользоваться книгами, энциклопедиями и электронными ресурсами.
Почему речь так важна
Готовность ребенка к школе во многом определяется речевым развитием. Ведь речь — это не просто умение «красиво говорить», а инструмент для решения учебных и социальных задач.
Обучение основано на речи. Учитель объясняет материал устно, а ребенок должен понимать инструкции, вопросы и объяснения — и уметь ответить.
Основы грамотности. Фонематический слух — база для обучения чтению и письму. Богатый словарный запас помогает лучше понимать тексты.
Коммуникация. Ребенок с развитыми речевыми навыками умеет задавать вопросы и общаться с учителями и сверстниками.
Развитие мышление. Речь и мышление неразрывно связаны. Умение формулировать мысли способствует логике и анализу.
Основные направления развития речи дошкольника
Речь ребенка в 5-7 лет — сложная и динамично развивающаяся система. Чтобы подготовиться к школе более комплексно, важно понимать, из каких компонентов складывается речевая готовность.
Все перечисленные направления взаимосвязаны, и работу над ними ведут не изолированно, а гармонично — через повседневное общение, игры и занятия. Рассмотрим ключевые составляющие:
- фонематический слух — умение различать звуки речи, особенно близкие по звучанию: С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-Щ, твердые-мягкие;
- звукопроизношение — правильное и четкое произношение звуков родного языка.
- словарный запас, или лексика — обогащение активного и пассивного словаря: существительные, в том числе, обобщающие понятия — например, транспорт или посуда; качественные и относительные прилагательные, глаголы и наречия, синонимы и антонимы;
- грамматический строй речи — умение правильно изменять слова по числам, падежам и родам; согласовывать слова в предложении; образовывать новые слова — например, уменьшительно-ласкательные формы или глаголы с приставками;
- связная речь — умение строить развернутые предложения, логично и последовательно пересказывать текст, составлять рассказ по картинке или серии картинок, сочинять небольшие истории.
- речевая коммуникация — умение вести диалог, задавать вопросы, поддерживать беседу, использовать вежливые слова.
Упражнения для развития речи
Игры на развитие фонематического слуха
Фонематический слух — фундамент будущей грамотности. Без умения четко различать звуки на слух ребенку крайне сложно освоить чтение и письмо. Эти игры тренируют слуховое внимание, помогают улавливать различия между похожими звуками и выделять заданные звуки в потоке речи, а это — ключевой навык для звуко-буквенного анализа. Все упражнения проводятся в игровой форме и занимают всего несколько минут.
- «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слышит звук [С] в словах «слон», «кошка», «солнце» и «шапка». Или поднять руку, если слово начинается на [А] в словах «урок», «арбуз», «енот» и «окно».
- Игра в слова. Ребенок и взрослый по очереди называют слова, задача — чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего: аист — тарелка — апельсин — носорог.
- «Повтори за мной». Ребенок повторяет слоговые цепочки: та-да-та, ка-га-ка, ба-па-ба, а потом бессмысленные — мни-мня, зди-здьи.
- «Найди лишнее». Какое слово начинается на другой звук — шар, шуба, шапка или жук?
- Игры с интонацией. Нужно произнести одно слово или фразу с разной интонацией — радостно, грустно, вопросительно или удивленно.
Упражнения для развития речи
Постановка и автоматизация звуков
Чистое звукопроизношение важно, чтобы ребенка понимали окружающие, и малыш чувствовал себя уверенно. Работу над сложными звуками — Р, Л, Ш, Ж, С, Ц, Ч, Щ — лучше начинать под руководством логопеда, который определит причину нарушений и подберет корректные упражнения.
Основные инструменты — артикуляционная гимнастика для укрепления мышц и выработки правильных укладов, а также постепенное введение звука в речь через слоги, слова и предложения. Главное — регулярность и позитивный настрой!
- Артикуляционная гимнастика. Это ежедневная «зарядка» для языка и губ. Предложите ребенку произносить перед зеркалом слова «лошадка», «блинчик», «часики», «качели», «маляр» и «барабан». Много полезных упражнений можно найти в книге «Веселая артикуляционная гимнастика» Натальи Нищевой.
- Проговаривание чистоговорок и скороговорок. Начинать лучше с медленного темпа, четко артикулируя, а затем постепенно ускоряться. Чистоговорки подходят для отработки конкретных звуков — например, «Са-са-са — вот летит оса. Со-со-со — у Сони колесо. Су-су-су — видел я в лесу лису». Скороговорки — для развития дикции, темпа и четкости: «Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится» или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Больше скороговорок можно найти на этом ресурсе.
- Игры с картинками. Нужно найти все картинки, где есть звук [Р], и четко их назвать.
Упражнения для развития речи
Обогащение словарного запаса и развитие грамматики
Богатый словарный запас и умение грамотно изменять слова — основа понятной и красивой речи. Эта работа не требует отдельных уроков — ее можно органично вплетать в повседневное общение, игры и чтение книг. Используйте любую возможность для словесных игр!
- назови ласково или назови огромным: дом — домик, домище; кот — котик, котище;
- «Один — много»: стол — столы, мяч — мячи, окно — окна; важно обращать внимание на правильные окончания;
- подбери признак или действие: «Яблоко какое? Красное, сладкое, сочное, круглое. Собака что делает? Лает, бегает, охраняет, играет»;
- скажи наоборот: большой — маленький, высоко — низко, день — ночь, веселый — грустный;
- «Четвертый лишний»: нужно найти предмет, не подходящий к группе, и объяснить, почему не подходит; например, яблоко, груша, машина, банан — машина лишняя, потому что это не фрукт;
- классификация: разложить картинки на группы — одежда, животные, транспорт, овощи-фрукты; назвать каждую группу одним словом;
- «Чей хвост?»: игра поможет расширить словарный запас по теме «животный мир» и закрепить навык образования притяжательных прилагательных: хвост льва, львиный; клюв совы, совиный и др.
Упражнения для развития речи
Развитие связной речи
Связная речь — вершина речевого развития дошкольника. Это умение не просто ответить одним словом, а логично, последовательно и развернуто рассказать о событии, описать предмет, пересказать или придумать историю. Этот навык критически важен для успешных ответов у доски, а также для написания изложений и сочинений в будущем.
Развитие связной речи требует систематической, но ненавязчивой работы. Можно начать с пересказа знакомых сказок и постепенно усложнять задачу — составлять рассказы по картинкам или сочинять свои истории.
- Пересказ. Начинайте с небольших, хорошо знакомых сказок — «Курочка Ряба», «Колобок» или «Репка». Используйте наводящие вопросы: «Что было сначала?», «А что потом?» и «Чем закончилось?». Постепенно переходите к более сложным текстам. Помогайте ребенку вводить слова-связки: «потом», «затем», «вдруг» или «поэтому».
- Сочинение историй. Предложите начало: «Жил-был маленький котенок…» или «Однажды на море…». Или придумайте историю про любимую игрушку.
- Интервью. Поиграйте в журналистов. Задавайте ребенку разные вопросы о прошедшем дне, любимых занятиях или просмотренном мультфильме, побуждая давать развернутые ответы. Потом можно поменяться ролями.
Упражнения для развития речи
Развитие речевой коммуникации
Речь — прежде всего инструмент общения. Школа предъявляет высокие требования к коммуникативным навыкам. Нужно уметь слушать учителя, отвечать на вопросы и задавать их самому, взаимодействовать с одноклассниками и разрешать конфликты.
Развитие этих навыков происходит естественным путем в диалоге, но его можно и нужно обогащать через специальные игры и ситуации. Важно: учите ребенка не только говорить, но и слушать собеседника — не перебивать и дожидаться своей очереди в разговоре.
- ролевые игры: классические «Дочки-матери», «Магазин», «Больница» и «Школа» естественным образом стимулируют диалог;
- обсуждение всего: обсуждайте с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы, события дня и планы на выходные; задавайте открытые вопросы: «Почему ты так думаешь?» или «Как бы ты поступил на его месте?»;
- вежливые слова: учите и активно используйте в семье «спасибо», «пожалуйста», «извини» и «будь добр».
Упражнения для развития речи
Речевое дыхание
Бывает так, что словарный запас ребенка и согласование слов в предложении не вызывают вопросов. Но при этом на слух его монолог может звучать прерывисто. Например, возникают длинные паузы между словами или, наоборот, ребенок говорит очень быстро. Причины могут быть разные, но чаще всего это связано с постановкой речевого дыхания.
Правильное речевое дыхание — это не просто вдох и выдох. Это основа для громкого, плавного, выразительного голоса и четкого произношения. В отличие от спокойного физиологического дыхания речь требует специального навыка: умения делать быстрый глубокий вдох и производить длинный, экономный, управляемый выдох, на котором держится фраза.
Формирование этого навыка идет поэтапно:
Настраиваем базовое диафрагмальное дыхание. Учим ребенка дышать глубоко — не поверхностно ключицами, а с использованием диафрагмы, когда живот при вдохе надувается, а при выдохе сдувается. Это формирует ощущение опоры дыхания. Вот хорошие упражнения:
- «Шарик»: рука на животе; вдох носом — живот надувается как шарик, выдох ртом — шарик сдувается;
- «Ныряльщик»: глубокий вдох носом — задержка дыхания на 3-5 секунд — медленный выдох ртом;
- «Шумит листок»: на столе разложить листики — из бумаги или настоящие засушенные; при правильном плавном дыхании на них они начнут двигаться или шуршать.
Учимся управлять выдохом. Ребенок учится контролировать силу, длительность и плавность выдоха — самого важного компонента речевого дыхания. Это переход от пассивного дыхания к активному управлению выдохом — пока без участия голосовых связок.
- «Задуй свечу». Короткий сильный выдох — одна «свеча», длинный плавный выдох — «торт со свечами».
- «Перышко». Нужно удержать легкий предмет — ватный шарик или перышко — в воздухе на струе выдоха как можно дольше.
- «Футбол». Нужно забить ватный «мяч» в ворота из двух кубиков на столе одним выдохом.
- «Шипящий змей». Длинный выдох через узкую щель между языком и верхними зубами — «ссссс…» без голоса.
- «Чайка». Упражнение учит глубокому и спокойному вдоху, а также согласовывать ритм дыхания с движениями рук. Ребенок делает медленный вдох носом, а на выдохе плавно машет руками как чайка. Для упражнения можно смастерить птицу из бумаги или в технике оригами, и подвесить ее на ниточке, чтобы тренировать силу выдоха.
Интегрируем дыхание с голосом и речью. Во время дыхательно-голосовых упражнений ребенок учится плавно и экономно использовать выдох. Это необходимо для звучания голоса и произношения слов и фраз. Дыхание соединяется с фонацией и артикуляцией. Теперь выдох — рабочий инструмент для речи. Задача — научиться распределять воздух на фразу, говорить на выдохе, не добирая воздух посреди слова.
- длинные гласные: нужно произносить гласные А, О или У на одном выдохе, постепенно увеличивая длительность;
- счет на одном выдохе: вдох, на выдохе начинаем считать — «Один, два, три…», чем дальше — тем лучше;
- фразы с паузами для вдоха: «Мы пошли / в лес гулять / Там увидели / мы зайку», задача — научиться делать вдох перед смысловой группой слов;
- игры с изменением силы голоса на выдохе: вдох — тихий ветерок, выдох — громкий ветер.
Важно, чтобы во время занятий ребенок не напрягал плечи и шею — тогда кислород будет обогащать клетки мозга, и это положительно скажется на работе речевого аппарата.
Узнать о методиках развития речевого дыхания подробнее можно в книгах:
- «Методика развития речевого дыхания», Лидия Белякова, Нина Гончарова и Татьяна Шишкова;
- «Упражнения для формирования речевого дыхания», Надежда Вербовая, Татьяна Головина и Вера Урнова.
Надеюсь, эти упражнения помогут ребенку выражать мысли более четко. Он сможет искать информацию и передавать ее другим, рассказывать, как прошел день, что видел на прогулке и что нового узнал на занятии.
Ребенок должен уметь выделить в своем повествовании главное и выстраивать рассказ по плану. Задавайте ребенку вопросы, на которые нужен развернутый ответ. Например: «Что тебя сегодня насмешило или огорчило?» — и рассказывайте о себе. Это поможет не только обогатить словарный запас малыша, но и установить с ним доверительные отношения.