Основа Детства
Связаться с нами: info@osnovadetstva.ru

«ОСНОВА ДЕТСТВА» работает в области информационных технологий. Код деятельности 2.01. Вся информация носит рекомендательный характер

Политика конфиденциальности

К логопеду часто обращаются при невнятной речи ребенка. Когда малыш повторяет фразы по два-три раза, но его слова непонятны окружающим, как будто «каша во рту». Это вызывает недоумение, особенно если семья раньше не сталкивалась с речевыми нарушениями. Разберемся, где искать причину и что делать.

О чем пойдет речь:

Общение в быту

Первое, на что обращают внимание — социально-бытовые условия, в которых ежедневно находится малыш. Сюда относят:

  • двуязычную среду;
  • неадекватные способы общения с ребенком: например, сюсюкание;
  • психологические травмы: недостаток общения с ребенком, агрессия и крик, скупая речевая среда или неглект.

Все это тормозит естественное развитие речи и способствует появлению неправильных разговорных привычек.

Бытовая коммуникация — одна из важнейших и часто повторяющихся в жизни малыша. К ней относят, например, социальное взаимодействие и режимные моменты: умывание, прием пищи, прогулка и пр. Чтобы скорректировать невнятную речь, в повседневной жизни можно называть ребенку предметы и проговаривать все действия. Если повторять это изо дня в день, услышанное быстро закрепится в речи малыша.

Речевое поле в семье

В семье должны говорить четко и понятно, ведь ребенок осваивает речь, подражая взрослым. Если в семье двуязычие, например, мама говорит на русском языке, а папа на английском, ребенку сложнее усваивать звуки и приемы словообразования. Это нередко приводит к отставанию речи от нормы. А если родители разговаривают с нарушениями, например, заикаются или картавят, ребенок с высокой вероятностью «скопирует» это.

Игровые форматы

Увлеченная игра — основной «двигатель» детской речи. Она помогает наращивать пассивный словарь и провоцирует речевую активность. Кроме того, любые детские игры дают представление о предметах и действиях с ними — таким образом закрепляется не только предметный, но и сложный глагольный словарь.

Проговаривание слов в игровой манере ускоряет их запоминание и правильное использование ребенком

Нарушения органического происхождения

Речевые нарушения могут вызывать внутриутробные, родовые и послеродовые проблемы. Например, интоксикация во время беременности, гипоксия (кислородное голодание) при родах или проблемы со здоровьем в первые годы жизни.

Такие нарушения — более стойкие. Тут важно своевременно, в конце первого года жизни ребенка, провести диагностику и выявить причины. Иначе у малыша успеют закрепиться неправильные речевые паттерны, такие как замена или пропуск звуков в словах, смягчение согласных и межзубное произношение.

Одна из самых частых причин нарушения речи при органическом поражении — дизартрия, или нарушенное движение мышц артикуляции. Обычно это проявляется в повышенном или слабом тонусе языка: он напряжен или, наоборот, вялый и малоподвижный. В обоих случаях обычно слышна «каша во рту». Неврологи направляют детей с такими симптомами к логопеду, а в сложных случаях назначается медикаментозная терапия.

Чем поможет логопед: основные приемы

Логопедический миофасциальный массаж. Это первое, что предлагают логопеды. Специалист, который профессионально владеет техниками такого массажа, может за короткие сроки «выровнять» тонус языка.

Работа по постановке звуков. Это эффективное дополнение к массажу и происходит одновременно с ним. Во время массажа логопед может вручную поставить язык ребенка в нужную артикуляционную позу для работы над определенной группой звуков.

Речевое дыхание. Отдельная методика, где ребенка учат дышать ровно и правильно: вдох носом, выдох ртом. Благодаря правильному речевому выдоху голос ребенка звучит громче, произносить слова и фразы становится проще, и малыш может проговаривать предложения с более сложной слоговой структурой.

Артикуляционная гимнастика. Это, пожалуй, основной вид коррекции при нарушениях звукопроизношения. Гимнастика проходит в игровой форме: ребенка учат делать «заборчик» из зубов или, например, просят положить спокойный язык на нижнюю губу «блинчиком». Во время гимнастики ребенок учится точным движениям и статическим позам губ и языка: одни требуют расслабления артикуляционных мышц, другие — их напряжения и движения.

Положительные результаты дает только систематическая работа логопеда по преодолению дизартрии. Длительность коррекции зависит от того, насколько тяжелые нарушения в речи ребенка. Дети, которые занимаются два раза в неделю с логопедом, а дома выполняют ежедневные артикуляционные упражнения, добиваются положительной динамики быстрее. Поддержка родителей и выполнение домашних заданий играют важную роль для получения стойкого «слышного» результата.

Узнавайте новое каждый день — подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы получать лучшие статьи о детях и их воспитании.

55
Хотите больше классных статей?

Подписываясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Еще больше полезного:

Поделиться