Ребенок не говорит в 2-3 года: советы логопеда
Упражнения для запуска речи дома
Часто в семье сталкиваются с ситуацией — малышу два или три года, а он молчит, хотя другие дети уже вовсю болтают. Родителям не всегда понятно: пора обращаться к специалисту или все наладится само, а если обращаться за консультацией, то к кому и когда. Другой вопрос: можно ли помочь ребенку заговорить в домашних условиях. Давайте разбираться.
Возрастные нормы при развитии речи
Чтобы не упустить время, важно наблюдать за ситуацией. При первых сомнениях можно посетить невролога, но если вы этого не сделали — не страшно, опытный логопед обязательно направит к этому специалисту.
Как отреагировать своевременно? Зависит от возрастных норм в развитии речи. Так, к двум годам в речевом арсенале ребенка должны быть:
- лепетные слова и звукоподражания, которые он активно использует для общения;
- предложения из двух слов: например, «ачу ам-ам» («хочу есть») или «мяу бай-бай» («кошка спит»);
- рост активного словаря, когда дети спрашивают обо всем «Что это?»;
- активное общение со значимыми взрослыми — мамой, папой, братьями, сестрами и близким кругом семьи.
Если у ребенках двух, а тем более трех лет в речи этого нет — это повод обратиться к логопеду за первичной консультацией, а затем за логопедической помощью в «запуске» речи.
Часто родители оттягивают момент обращения к специалисту — ждут, что все наладится само, и речь появится, либо не замечают проблемы. Мой совет: лучше пройти диагностику у логопеда и знать, что все в порядке, чем упустить драгоценное время для коррекции и усугубить проблему.
В профессиональных логопедических центрах обычно не навязывают услуги, если ребенок здоров. Так поступают все порядочные специалисты, но если специалист не вызвал доверие — проконсультируйтесь с другим.
Можно ли помочь ребенку дома
Самостоятельная работа важна, но не заменит помощь специалиста. Логопеды знают методики работы с «неговорящими» детьми, у них специальное образование и квалификация, чтобы составить индивидуальную программу коррекции. Но, безусловно, мы работаем в тандеме с родителями, и все работает в комплексе. Логопед даст рекомендациями и домашние упражнения, которые ускоряют «запуск» речи. Эти же советы полезны в профилактических целях для малышей, у которых только формируется речь.
Вот что важно:
Создать потребность в общении. Чтобы ребенок заговорил, не предугадывайте его желания и просьбы — тогда у малыша будет мотивация выражать их словесно. Например, не спешите давать ребенку бутылочку, а подождите, пока он ее попросит — сначала жестом, затем словом.
Доверительная обстановка для игр и общения. Разговаривайте с малышом негромко, не требуйте и не приказывайте и не отвлекайтесь на другие дела при общении. Проявите заинтересованность в игре, но не навязывайте ее — пусть это будет совместная деятельность. Во время игры задавайте вслух ненавязчивые вопросы: «Как ляля плачет?», «Как гудит паровозик?», «Как кошечка просит кушать?», а если ребенок молчит — отвечайте за него вслух, как будто это делает он.
Не говорите «скажи» и «повтори». Эти слова демотивируют ребенка и могут вызвать речевой негативизм — когда дети боятся говорить, потому что для них это небезопасно и связано с негативными эмоциями.
Имитируйте речь. Выберите пять звукоподражаний или легких слов, которые интересны или нужны ребенку. Это могут быть названия игрушек, еды, домашних животных или одежды — всего, с чем ребенок сталкивается ежедневно, и что активно использовал бы в речи. Это могут быть такие звукоподражания и слова как «мяу», «киса», «ав-ав», «би-би», «ляля» и другие. Ваша задача как взрослого — включать эти слова в режимные моменты.
Например, когда собираете ребенка на прогулку, проговаривайте: «Что это? — Шапка», «Что надеваем Маше? — Шапку», «Что это у Машеньки розовое на голове? — Шапка». Когда вернетесь домой, также проговаривайте: «Что снимаем? — Шапку», «Что это? — Шапка».
Когда слово будет проговариваться при взаимодействии с предметом от 10 раз в день, оно легче войдет во внутренний (пассивный) словарь ребенка, а затем и в активный. Да, сначала слово может произноситься малышом как «апа», затем как «апка» или «сяпка», и в конце концов превратится в «шапку».
Хвалите ребенка за успехи. Это последний совет по порядку, но не по значимости. Не бойтесь перехвалить малыша — это невозможно. Ведь родительской любви много не бывает. Если у ребенка не получается что-то правильно произнести — ни в коем случае не ругайте его, ведь таким образом вы не мотивируете, а вызываете тот самый речевой негативизм и страх речи.

Не забывайте и о мелкой моторике ребенка. Она напрямую связана с развитием речи, так как за это отвечают смежные центры мозга
Игры для развития речи
Эти игры и задания легко внедрить в ежедневную рутину для развития речи дома:
- Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Ладушки» и др.
- Самодельный альбом с фото близких малышу людей и предметов. Когда будете его рассматривать — спрашивайте ребенка: «Кто это? — Мама», «Как собака говорит? — Ав-ав», «Как дождик капает? — Кап-кап».
- Игры с любимыми игрушками: «Кто спрятался?», «Кто появился?», «Найди мишку-зайку-куклу», «Где у ляли глазки? — Тут».
- Игры-потешки, где нужно закончить фразу звукопродражанием –например, «Наша уточка с утра громко говорит… кря-кря!».
- Чтение книг с картинками, где персонажи играют, спят, едят, плачут, и обсуждение этого: «Что делает миша? — Спит» или «Что делает зая? — Бежит».
Напомню, что все это способствует развитию речи, но не заменяет работу со специалистом. Если вы видите, что результатов нет, лучше не медлить и обратиться к логопеду за диагностикой.