Основа Детства
Связаться с нами: info@osnovadetstva.ru

«ОСНОВА ДЕТСТВА» работает в области информационных технологий. Код деятельности 2.01. Вся информация носит рекомендательный характер

Политика конфиденциальности

7 типов двоечников: как распознать причину неуспеваемости и помочь ребенку

Неуспехи в школе — не всегда про лень или отставание в развитии

За каждой двойкой в дневнике стоит уникальная история — психологические особенности, которые требуют индивидуального подхода. Известный блогер Анна Семенова считает: истинный потенциал ребенка лежит за рамками школьных стандартов. Чтобы его раскрыть, нужно не заставлять учиться, а понять: почему ребенок не находит общий язык со школой? Одному скучно, другой отчаянно протестует, третий теряется от тревоги. Задача взрослых — разглядеть за ярлыком «двоечника» личность, которая ищет и ждет помощи — чтобы найти свой путь.

Разные портреты двоечников:

Тип 1

Нестандартно мыслящий, или художник

Это правополушарные дети — маленькие творцы, которые воспринимают мир образно и эмоционально. Они великолепно рисуют, сочиняют фантастические истории, видят красоту там, где другие проходят мимо. Но им трудно в школе, где нужно мыслить линейно и аналитически: запомнить сухую таблицу умножения или абстрактные правила грамматики, лишенные живого контекста.

В классе такой ребенок часто витает в облаках, рисует на полях тетради замысловатые узоры, а на вопрос учителя может ответить неожиданно и нестандартно. Школьная же система ориентирована на стандартные пути решения, поэтому такого ребенка могут считать упрямым или «со странностями».

Узнать правополушарного ребенка можно по характерным признакам:

  • у него художественные или музыкальные способности, любовь к импровизации, часто это левша или переученный правша;
  • развитая интуиция: не всегда может объяснить, как пришел к верному ответу, говорит «я это просто чувствую»;
  • может путать право и лево, с трудом ориентируется по часам и в расписании;
  • избирательная память: забывает элементарные инструкции вроде «открой учебник на странице 15», но до мелочей помнит сюжет интересной книги или узор на платье учительницы неделю назад;
  • решает сложную задачу нестандартно, а в простых вычислениях допускает ошибки.

Сильные стороны: способность к инновационному мышлению, оригинальным идеям и творческому решению проблем; находит связи там, где их не видят другие.

Как помочь: создать эмоциональные и образные «крючки». Математические формулы можно «раскрасить» — каждой цифре дать свой цвет или образ. Например, 3 × 4 превращается в историю про трех котиков, у каждого по четыре лапки, а всего их двенадцать. На исторические даты нужно наложить яркие ассоциации: 1812 год — когда Наполеон «замерз» в России.

Для изучения языков подходят песни, стихи и театральные постановки. Например, учим английские глаголы не по таблице, а через рэп-рифмовки или предложения-абсурды, которые легко запомнить благодаря своей нелепости: «The green crocodile sings a beautiful song in the kitchen».

Домашние задания лучше выполнять в творческой форме: вместо простого пересказа — рисованный комикс по сценам произведения или снять короткий тик-ток ролик от лица героя. Главная цель — показать такому ребенку, что у него дар, и это не помеха для учебы, а уникальный инструмент.

Тип 2

Аудиал-болтун

Ребенок-аудиал познает мир через звук. У него врожденная чувствительность к интонациям, тембру голоса и ритму. Он любит слушать сказки, легко запоминает песни и диалоги из мультфильмов. Но традиционная школа делает ставку на зрительное восприятие — чтение учебника, запись на доске и в тетради, и самостоятельную молчаливую работу. Это создает диссонанс.

Аудиал может знать грамматические правила, но на письме делать глупые ошибки, потому что пишет так, как слышит: «ищо» или «карова». Чтение про себя ему дается тяжело, так как он не слышит текст. А чтение вслух, наоборот, может быть выразительным. Чтобы сконцентрироваться, такому ребенку нужен фоновый звук или речь. Он может непроизвольно бормотать себе под нос, повторять последнюю фразу учителя или постукивать ручкой. Учителя часто воспринимают это как нарушение дисциплины и невнимательность, хотя для аудиала это — инструмент мышления.

Сильные стороны: общительность, красноречие, умение убеждать, лидерские задатки, остроумие, чувство юмора и исключительная способность к аудиальному запоминанию.

Как помочь: объяснить учителю и самому ребенку, что шепот или постукивание — это способ фокусировки. Домашнюю работу превратить в звуковой процесс: пусть проговаривает решение задачи, рассуждает, задает сам себе вопросы.

Учить стихи, таблицу умножения, правила и иностранные слова через ритмичные напевки или записывая их на диктофон для многократного прослушивания. Активно использовать аудиокниги параллельно с чтением бумажного варианта. Можно попробовать включать на фоне белый шум или спокойную фоновую музыку.

Также эффективен метод «обучения других» — пусть ребенок рассказывает выученный материал родителям, младшим братьям и сестрам, даже домашним животным или игрушкам. При выполнении письменных заданий полезно проговаривать каждое действие: «Пишу заглавную букву А, потом строчную н…».

Тип 3

Непоседа, или кинестетик

Эти дети познают мир через движение и тактильные ощущения. В школе их часто клеймят как нарушителей дисциплины: им невероятно сложно усидеть на месте, они постоянно крутятся, теребят ручку, трогают окружающие предметы и соседа по парте. Учителя делают замечания, родители требуют «сидеть смирно», но для кинестетика неподвижность равносильна прекращению мыслительного процесса. Их тело и мозг работают в неразрывной связке.

Такие дети хорошо усваивают информацию, только если могут ее «пощупать» — собрать модель, провести эксперимент, написать большими буквами на доске или просто пройтись по комнате с учебником. Они обожают конструкторы, лепку, сборку механизмов и любую практическую деятельность. Парадоксально, но при этом у них часто наблюдаются трудности с мелкой моторикой и аккуратным письмом: почерк может быть неровным, а в тетрадях — много помарок, так как рука не успевает за мыслью.

Сильные стороны: энергичность, активность и быстрая реакция. Кинестетики часто проявляют способности в спорте, танцах, театральном мастерстве и прикладном искусстве.

Как помочь: чередовать или совмещать умственные задания с физическими. Математические примеры можно решать, шагая по комнате, — каждый шаг равен одному действию. Изучение географии станет интереснее, если делать рельефные карты из пластилина или соленого теста. Буквы и цифры лучше запоминаются, если их лепить, вырезать из картона, выкладывать из счетных палочек или рисовать пальцем на песке.

Домашнее рабочее место кинестетика должно позволять движение: например, можно использовать фитбол вместо стула, стол-конторку для работы стоя или подкладывать под ноги упругую подушку-диск. А еще выделить доску для письма маркерами — это требует более размашистых движений.

Полезно использовать тактильные материалы для изучения: буквы с шероховатой поверхностью, объемные геометрические фигуры и образцы различных материалов для познания окружающего мира.

Также важно делать перерывы на физическую активность — каждые 15-20 минут занятий. И не ругать ребенка за потребность в движении — это особенность нервной системы, а не вредная привычка.

Тип 4

Тревожный отличник

Дети этого типа создают обманчивое впечатление идеальных учеников, но на самом деле находятся в зоне высокого риска эмоционального выгорания. Они тихие, послушные, старательные и педантично выполняют требования учителя, но движет ими не интерес к знаниям, а перманентный стресс от страха ошибиться и не соответствовать завышенным ожиданиям — родителей, учителей или своим собственным.

Такой ребенок может часами переписывать одно задание, добиваясь идеального почерка, или расплакаться из-за четверки, которая в его восприятии равносильна провалу. У него часто проблемы с самооценкой: он панически боится отвечать у доски, даже блестяще зная материал. А также избегает творческих заданий, где нет единственно верного ответа, из страха сделать что-то «не так».

В начальной школе такой ребенок показывает высокие результаты, но с переходом в среднее звено, где резко возрастают требования к самостоятельности, инициативе и умению мыслить гибко, начинает испытывать серьезные трудности. Родители часто не видят проблему, ведь формально ребенок учится хорошо, но при этом он теряет интерес к познанию и превращается в «машину по выполнению заданий».

Сильные стороны: высокая ответственность, исполнительность, глубокая проработка материала «в уме», развитая самодисциплина.

Как помочь: нужно снизить уровень тревожности и научить ребенка относиться к ошибкам, как к естественной части учебного процесса. Дома должна быть атмосфера принятия: «Двойка — это не катастрофа, а повод разобраться в материале». Полезно рассказывать истории о знаменитых людях, которые делали ошибки и учились на них, и показывать, что даже взрослые не знают всего на свете.

Если тревожность ребенка высока, желательно привлечь психолога для проработки причин перфекционизма и страха неудачи. Важно развивать у ребенка критическое мышление и способность к самостоятельным решениям. Вместо готовых ответов лучше задавать наводящие вопросы: «А как ты думаешь?», «Что будет, если…?» и «Почему так происходит?».

Полезны игры и задания, где нет единственного правильного ответа — творческие проекты, дискуссии и эксперименты. Обязательно нужно хвалить не только за результат, но и за процесс, за попытки, за интересные идеи, даже если они не привели к правильному ответу.

Тип 5

Демотивированный

В отличие от болтуна или непоседы, этот ребенок не привлекает к себе внимания. Он тихий и молчаливый, словно «отсутствующий». Его черта — апатия и глубокая незаинтересованность. Он не горит на уроках, не спорит, а просто плывет по течению, выполняя задания спустя рукава, а чаще — не выполняя вовсе. Его тетради пусты, взгляд потухший, а стандартные упреки «соберись!» или «постарайся!» разбиваются о стену безразличия.

Со стороны это легко принять за лень, но за этим состоянием всегда стоит серьезная причина, которую взрослые часто не видят или недооценивают. Это могут быть:

  1. Хроническое переутомление. Ребенок, у которого каждый день расписан по минутам «школа — репетитор — спортивная секция — музыкалка», живет в режиме постоянного стресса. Его психика включает режим энергосбережения, и учеба, как наиболее ресурсозатратный процесс, вылетает первой.
  2. Эмоциональное выгорание — следствие переутомления и давления. Ребенок просто «сгорает» от бесконечных требований и ожиданий: «ты должен быть отличником» и «мы столько в тебя вкладываем». Он устал соответствовать и подсознательно отключается.
  3. Отсутствие ответов на вопрос «зачем?» — особенно актуально для подростков. Они искренне не понимают, как теорема Пифагора или знаки препинания в сложноподчиненных предложениях пригодятся им в жизни. Отсутствие видимой цели убивает всякую мотивацию.
  4. Скрытые проблемы: напряжение в семье, ссоры или развод родителей, буллинг в школе или социальная изоляция. Все силы уходят на переживание стресса — на учебу их просто не остается.

Сильные стороны: при правильной мотивации способен на глубокую, вдумчивую и осознанную работу.

Как помочь: задача взрослых — не давить, а мягко вернуть ребенку энергию и интерес. Первым делом нужно снизить нагрузку, наладить режим сна и отдыха. «Разгрузите» расписание, откажитесь от 1-2 дополнительных кружков, даже «полезных». Следите за сном: 9-10 часов здорового сна — обязательное условие восстановления нервной системы школьника.

Введите «ничегонеделание» — время, когда ребенок может просто валяться на диване, смотреть в потолок и гулять без цели. Это необходимо для перезагрузки.

Свяжите учебу с интересными фактами и увлечениями ребенка: любит компьютерные игры — изучайте английский через мобильные приложения и прохождение квестов. Погрузиться в историю можно через серию рисунков на тему греческих мифов или Средневековья. В химию — через готовку: «Почему тесто поднимается? Реакция соды и кислоты».

Рассказывайте больше о профессиях, пригласите на чай друзей-представителей разных специальностей, например дизайнера, инженера и врача. Пусть они расскажут, какие школьные предметы и как им пригодились в жизни.

Таким детям особенно важна поддержка, а не давление: Создайте атмосферу безопасности, хвалите за малейшие успехи. Смените фокус с оценок на процесс, хвалите за усилие: «Я видел, как ты долго сидел над этой задачей, я горжусь твоим упорством» или «Мне нравится твоя идея в этом сочинении, пусть она и не совсем раскрыта».

Тип 6

Медленный мыслитель

Дети с медленным темпом деятельности кажутся ленивыми и немотивированными, но на самом деле они просто работают в другом ритме. Такой ребенок может долго думать над простым примером, медленно писать, не успевать за темпом урока, но при этом показывать глубокое понимание материала и способность к основательному анализу. «Мыслитель» тщательно обдумывает каждый шаг, редко делает ошибки по невнимательности, но постоянно слышит: «быстрее!», «торопись!» или «все уже закончили, а ты еще думаешь».

Такие дети особенно страдают от временных ограничений на контрольных работах — они могут знать материал на отлично, но не успевать показать свои знания из-за медленного темпа работы. В результате у них формируется убеждение в своей неспособности, хотя на самом деле проблема только в несоответствии их индивидуального ритма общим требованиям. При правильном подходе медленные мыслители часто показывают выдающиеся результаты в учебе.

Сильные стороны: глубина понимания, фундаментальность знаний, умение видеть причинно-следственные связи, аналитический склад ума, аккуратность и минимум ошибок «по невнимательности».

Как помочь: не торопить и не сравнивать с более быстрыми сверстниками. Закладывайте запас времени на домашние задания, возможно, разбивать их на несколько подходов. Полезно заранее познакомить ребенка с новым материалом — если завтра в классе будут изучать новую тему, прочитайте накануне соответствующий параграф, не требуя запоминания.

Для подготовки к контрольным работам эффективна методика «черновик-чистовик»: сначала ребенок выполняет задания в черновике в спокойном темпе, затем переписывает готовые решения. Это дает «пространство для маневра» и снижает стресс. Кроме того, методика учит ребенка планировать: сначала полностью решить, проверить, а уже потом оформлять.

У такого ребенка важно в целом развивать навыки планирования — использовать ежедневники, составлять расписание, учить оценивать, сколько времени займет то или иное задание. Обязательно хвалите за качество работы, подчеркивая, что аккуратность и вдумчивость — это достоинства, а не недостатки.

Тип 7

Одаренный бунтарь

Одаренные дети часто становятся проблемными учениками, потому что школьная программа кажется им скучной и примитивной. Такой ребенок может читать энциклопедии, решать сложные логические задачи, но при этом отказываться выполнять «глупые» упражнения или заучивать «очевидные» правила. Он задает неудобные вопросы, спорит с учителем, может демонстративно не делать домашние задания, которые считает бессмысленными.

У бунтарей часто возникают проблемы с социализацией — им сложно найти общий язык со сверстниками, которые кажутся им «глупыми» или «неинтересными». Они могут быть резкими в суждениях, нетерпимыми к чужим ошибкам, склонными к одиночеству. При этом они обладают огромным потенциалом и при правильном подходе могут достигать выдающихся результатов в учебе и творчестве.

Сильные стороны: нестандартное, глубокое и часто опережающее мышление, огромный познавательный потенциал, развитое критическое мышление, независимость суждений, страсть к избранной теме, лидерский потенциал — при грамотном направлении.

Как помочь: направить бунт в конструктивное русло. Такому ребенку нужны интеллектуальные вызовы и возможность развиваться. Дополните стандартную школьную программу углубленным изучением интересных ребенку предметов, участием в олимпиадах, научных кружках и в проектной деятельности. Важно найти область, где ребенок может проявить способности и получить признание.

При этом нельзя забывать о развитии социальных навыков и эмоционального интеллекта. Ребенку нужно объяснять важность терпимости к другим, учить работать в команде и находить компромиссы. Полезно знакомить его с биографиями великих людей, показывать, что даже гении должны были учиться основам и выполнять рутинную работу. Обязательно нужно поддерживать связь со школой, объясняя учителям особенности ребенка и находя способы адаптировать задачи под его потребности.

Что в итоге: практические советы для родителей

Типология двоечников — не строгая научная классификация, а удобная карта-подсказка, которая помогает разглядеть за проблемами в учебе сильные стороны и особенности восприятия ребенка. Чистые типы встречаются редко — чаще всего у ребенка сочетаются черты нескольких типов: например, черты «тревожного отличника» и «медленного мыслителя» или «аудиала» и «бунтаря».

Ваша задача — не диагностировать у ребенка какой-то тип, а подсмотреть в этой системе идеи, которые помогут именно вашему сыну или дочери. Это инструмент для поиска точек роста, а не для того, чтобы загнать ребенка в рамки.

Определить склонности ребенка можно через внимательное наблюдение в естественных условиях. Обратите внимание на то, как он лучше запоминает информацию — через зрительные образы, звуки или движения, в каких условиях ему легче сосредоточиться, какие ошибки чаще делает и что его мотивирует или, наоборот, демотивирует. Полезно провести простые тесты: предложить выучить стихотворение разными способами и посмотреть, какой окажется эффективнее.

Главное — не навешивать ярлыки, а использовать типологию как инструмент для поиска эффективных методов обучения. Независимо от типа ребенка, дома должна нужно создать атмосферу принятия и поддержки. Ошибки — это нормальная часть учебного процесса, а не повод для критики. А сравнения с другими детьми недопустимы — каждый ребенок развивается в своем темпе и имеет свои сильные стороны.

Узнавайте новое каждый день — подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы получать лучшие статьи о детях и их воспитании.

86
Хотите больше классных статей?

Подписываясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Поделиться