Русская классика: 7 спектаклей для школьников
Лучшие постановки в культовых театрах Петербурга
С литературной классикой мы впервые знакомимся в школе и потом часто обращаемся к ней в жизни. Перечитываем, переслушиваем, смотрим экранизации, ходим в театр. Театральная интерпретация великого произведения помогает глубже прочувствовать и понять замысел автора, лучше узнать героев и найти важный внутренний отклик внутри себя. Рассказываем о петербургских спектаклях по произведениям русской классики из школьной программы, которые будут интересны и подросткам, и взрослым.
«Евгений Онегин»
Где: Мариинский театр
Возраст: 6+
«Евгений Онегин» — одна из самых известных опер Чайковского и самых популярных русских опер вообще. Для нее Чайковский выбрал главную сюжетную линию романа и последовательно раскрывает трех героев: Татьяну в первом акте, Ленского во втором и Онегина в третьем.
В Мариинском театре опера идет на двух сценах:
- На исторической — классическая постановка Юрия Темирканова 1982 года. Здесь убедительно воссоздан русский быт пушкинской эпохи: в декорациях можно узнать усадебный дом и «скамью Онегина» в Пушкинских горах, нарядный зал петербургского Дворянского собрания.
- На новой — современная постановка 2014 года. Если в классической версии можно увидеть Татьяну и Онегина возрастом вдвое или почти втрое старше своих книжных прототипов, то эта постановка рассчитана на молодых исполнителей и адресована молодым зрителям.
В декорациях современной постановки сочетаются классика и современность: в первом акте на минималистичных черных ступенях разбросаны яблоки — главный символ постановки, а на их фоне поют и танцуют крестьяне в традиционных костюмах. Татьяна и Онегин прогуливаются не по лиричному саду, а по зловещему темному лесу. Бальный зал, где Онегин встречает Татьяну через два года, тоже отличается от бальных залов пушкинской поры — черные колонны и черные вазы с золотым кантом по форме хоть и классические, но по общему настроению отсылают к хронологически более близкой нам эпохе ар-деко.
«Отрочество»
Где: Театр юных зрителей имени А. Брянцева
Возраст: 14+
Пронзительный спектакль о взрослении юного, тонко чувствующего Николеньки Иртеньева по одноименному произведению Льва Толстого из трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Пьесу по мотивам классической повести написала драматург Ярослава Пулинович.
В спектакле Николенька много размышляет и анализирует происходящее вокруг, ранится о первые жизненные испытания — горькие потери, первую влюбленность и предательство в дружбе. Несмотря на это, он продолжает отстаивать себя и не теряет веры в людей.
Вопрос, как выстоять в момент сильнейших потрясений, в сложных ситуациях, которые переворачивают тебя, и к которым ты часто бываешь не готов, волнует каждого в разные периоды жизни. Как пережить катастрофу, как остаться собой и не изменить себе?
Спектакль оформлен актуально: минималистичные декорации, современные костюмы и экспериментальная музыка. Еще одно необычное решение — во время спектакля зрители сидят прямо на сцене, которая время от времени, в самые неожиданные моменты, вращается.
Жизнь и психологические переживания Николеньки будут интересны не только подросткам, но и взрослым, ведь все мы взрослеем в разном возрасте. В зале всегда много подростков-старшеклассников, они с интересом смотрят постановку, а потом обсуждают спектакль на выходе из зала и в гардеробе. А взрослые зрители часто плачут — наверное, вспоминают себя или думают о своих подрастающих детях и о том, через что им предстоит пройти.
«Обломов»
Где: Театр им. В.Ф. Комиссаржевский
Возраст: 12+
Премьера этого довольно классического по костюмам и декорациям спектакля состоялась в 2019 году, когда роману Ивана Гончарова «Обломов» исполнилось 160 лет.
История двух разных по своей природе друзей — Ильи Обломова и Андрея Штольца, и их «музы», девушки Ольги — до сих пор актуальна и продолжает вызывать вопросы о смысле жизни и о предназначении каждого из нас. Авторы задаются вопросом: кто он, Обломов, — инфантильный «диванный эксперт», человек созерцающий или разочаровавшийся, не желающий «соучаствовать мерзости» этой самой жизни?.
Егор Бакулин в роли Обломова вызывает сильный эмоциональный отклик — симпатию и тепло, раздражение и разочарование. Он подкупает своей душевной чистотой и детской непосредственностью, отталкивает бездействием в моменты, когда нужно было бы действовать, и вызывает глубокое сочувствие в том, что он быть может и хотел бы, но как будто физически не может побороть свою природу. Отдельное удовольствие наблюдать за комичной игрой Анатолия Горина (Захар) — вместе с Бакулиным у них отличный комедийный дуэт.
«Пиковая дама»
Где: Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Возраст: 16+
«Пиковая дама» — одно из самых мистических произведений Александра Пушкина. В одноименном спектакле «Балтийского дома» прямого следования тексту романа нет — это весьма вольная его трактовка, но мистическая атмосфера создана убедительно.
Спектакль недетский, для старшеклассников, и понятно почему: стилистика готики и нуара дополнена элементами бурлеска и эротики. Получился психологический хоррор, в котором есть что-то и от Тима Бертона, и от «Семейки Аддамс», и от «Круэллы».
Атмосфера на сцене тревожная и притягательная одновременно, актеры — с белыми лицами, как мимы или мертвецы, и часто ведут себя как заводные механические куклы. Один из героев спектакля — сам Пушкин: в спектакле использованы отрывки из писем и дневников писателя, который, как и Герман, увлекался азартной игрой. Включение в спектакль документальных свидетельств из жизни поэта стирает грани реального и фантастического.
Во время спектакля зрители сидят прямо на сцене, лицом к зрительному залу, который служит «задником». Ему в кульминационный момент тоже отведена своя роль — именно там появляется зловещая «Пиковая дама».
«Руслан и Людмила»
Где: Театр «Мастерская»
Возраст: 14+
Поэма Пушкина «Руслан и Людмила» сегодня воспринимается фольклорной сказкой для дошкольников, из-за чего неоправданно затерялась в наследии поэта. В театре «Мастерская» уверены — это одна одна из лучших пушкинских поэм, и режиссер Андрей Горбатый-младший взялся вернуть ее современному зрителю.
Бои, погони, романтические сцены — текст, написанный два века назад, органично ложится в основу современного фантастического боевика.
Как и в «Пиковой даме» «Балтийского дома», в спектакле «Руслан и Людмила» тоже выведена роль Пушкина — он тут и автор, и герой сюжета, и зритель. Спектакль о магии творчества, радости вдохновения и, конечно, об искренней и бескорыстной любви, которая делает из людей героев и в конечном итоге спасает мир.
«Преступление и наказание»
Где: Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова
Возраст: 16+
Мотои Миура — театральный режиссер из Японии, известный постановками чеховских пьес. «Преступление и наказание» — его первый спектакль, поставленный с российскими артистами, и первая для БДТ постановка японского режиссера.
Символично, что спектакль поставлен неподалеку от тех самых мест, где разворачивается действие романа — от БДТ до Сенной площади расстояние около километра. Окрестности Сенной художник Итару Сугияма представил в виде кирпичной стены, напоминающей брандмауэр доходного дома.
Режиссер исследует мучительный путь Родиона Раскольникова: от идеи и «интеллекта в капкане собственной теории» к «человеку сердца, готовому принять мир и людей в этом мире». Зрителя подводят к мысли, что все происходящее на сцене — сон, привидевшийся Раскольникову на каторге в Сибири. Этот сон и есть главное наказание — он снится каждую ночь и никак не заканчивается.
Я в очередной раз убеждаюсь, что тема преступления и наказания очень современна. За эти двести лет человечество не изменилось — люди все те же.
Спектакль поставлен с симпатией и уважением к русской культуре, в нем необычно сплетены японская и русская театральные традиции.
«Лермонтов. Я к вам пишу»
Где: Театр на Садовой (бывший «Приют комедианта»)
Возраст: 12+
В 2024 году исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Народный артист России Олег Погудин и Театр на Садовой представили к этой дате премьеру спектакля «Лермонтов. Я к вам пишу» о любви и одиночестве, отчаянии и спасении.
В музыкально- драматической истории использованы стихи и проза Лермонтова и Пушкина, а также отрывки из писем Лермонтова, поэтессы Евдокии Ростопчиной и императора Николая I. Знакомые со школы поэтические строки звучат в постановке по-новому.
В качестве музыкального сопровождения выбраны произведения композиторов, которые на протяжении полутора веков обращались к творчеству поэта — от Александра Варламова до Арама Хачатуряна. Всего в спектакле звучат 19 романсов на слова поэта.