Основа Детства
Связаться с нами: info@osnovadetstva.ru

«ОСНОВА ДЕТСТВА» работает в области информационных технологий. Код деятельности 2.01. Вся информация носит рекомендательный характер

Политика конфиденциальности

Поиск репетитора: как выбрать лучшего преподавателя

Пошаговая инструкция для родителей

Вы уже наметили цель — подтянуть школьную программу по математике, подготовиться к ОГЭ по английскому или развить ораторские навыки. Теперь наступает самый важный этап — найти репетитора, который не только блестяще знает предмет, но и сможет стать настоящим проводником в мир знаний. Того, кто найдет «ключик» к вашему ребенку, разбудит интерес к учебе и поможет поверить в себя. В этой статье — пошаговая инструкция с готовыми чек-листами и советами, как найти такого специалиста.

О чем пойдет речь:

Шаг 1

Поиск: где найти идеального кандидата

На этом этапе многие родители совершают ошибку: хватаются за первого попавшегося специалиста, потому что «срочно нужно», «контрольная через неделю» и «экзамен уже скоро». Спешка — плохой советчик. Лучше потратить две-три недели на тщательный выбор, чем полгода заниматься с неподходящим репетитором, потеряв время и деньги.

Поиск репетитора сегодня не ограничивается доской объявлений у подъезда. Есть разные каналы, и у каждого свои преимущества. Комбинируйте их для наилучшего результата.

Сарафанное радио. Личные рекомендации от друзей, знакомых и других родителей из класса — надежный способ найти проверенного специалиста. Когда вам говорят: «Мой сын занимался с Марией Ивановной, за год подтянул математику с тройки на пятерку и сдал ЕГЭ на 82 балла» — это реальный и конкретный пример с измеримым результатом.

Задавайте уточняющие вопросы: какой был начальный уровень, сколько длились занятия и какой результат получили. Но важно понимать, что гарантий нет: что подошло другому ребенку, не обязательно подойдет вашему. Например, застенчивому ученику может быть комфортно с мягким, терпеливым преподавателем, а непоседе нужен энергичный репетитор, умеющий удерживать внимание.

У сарафанного радио много скрытых рисков:

  • вместо широкого поля кандидатов приходится выбирать из одного-двух вариантов в ближнем круге знакомых: вы не можете сравнить цены и методики, а просто соглашаетесь на то, что есть;
  • личная информация вашей семьи становится достоянием окружения: «А наш репетитор говорил, что у тех-то ребенок совсем не тянет математику»;
  • если специалсит не подойдет, менять его будет сложнее — ведь его порекомендовали друзья;
  • рекомендацию дают люди, исходя из своего удобства, но вы можете жить совсем в другой части города, что усложняет логистику: выбор географии репетитора для очных занятий не менее важен, чем его квалификация.

Социальные сети и форумы. Этот канал поиска позволяет выйти на «закрытый» рынок репетиторов высокого уровня. В тематических группах ВКонтакте, Telegram и на профессиональных форумах можно найти преподавателей вузов, авторов учебных пособий и экспертов ЕГЭ, которые открыто не публикуют объявления, а предпочитают рекомендации в своем кругу.

Как это работает: вы находите группу по нужному предмету и городу, например, «Математики Санкт-Петербурга» или «ЕГЭ по обществознанию». Для подготовки к олимпиадам ищите сообщества победителей — там часто дают объявления их наставники. Затем публикуете пост с запросом или читаете текущие обсуждения, где родители и коллеги делятся контактами специалистов.

Такой подход требует времени, и может привести вас к уникальному преподавателю, которого не найти в открытом доступе. Но есть и подводные камни, которые могут стоить времени и нервов:

  • многие тематические группы модерируют сами репетиторы и заинтересованные люди, поэтому негативные и просто честные отзывы удаляются, а лента превращается в «парад успехов»;
  • вы погружаетесь в бесконечный поток сообщений, большинство из которых бесполезны: фильтровать этот хаос отнимает много сил;
  • нет проверки документов и квалификации — легко столкнуться с людьми без профильного образования или мошенниками;
  • анонимность форумов снимает с преподавателя ответственность за качество услуг;
  • эффект «слепого сарафанного радио» — по сути, вы сталкиваетесь с тем же сарафанным радио, только в анонимном и неконтролируемом пространстве.

Школьные учители. Неоднозначный вариант, но иногда работает. Школьный учитель досконально знает программу и видит, где именно у ребенка пробелы, понимает требования на контрольных и экзаменах. Все это выливается в точечную и эффективную работу, которая может дать быстрый результат.

Но есть этическая проблема: если учитель занимается репетиторством со своими учениками, возникает конфликт интересов. Ребенок может чувствовать давление: «надо заниматься, иначе учитель обидится и занизит оценку в школе». А учитель — искушение «недодавать» на уроках, чтобы стимулировать спрос на платные занятия.

Иногда это превращается в скрытое вымогательство: приходится продолжать занятия, чтобы не навредить успеваемости ребенка в классе. Поэтому многие школы не поощряют такую практику. Даже если речь про учителя параллельных классов — это опасный вариант, который ставит ребенка в уязвимое положение.

Онлайн-агрегаторы. Это удобные онлайн-платформы по поиску специалистов с большой базой анкет. Их главное преимущество — широкий выбор и удобная система фильтров. Вы можете подбирать специалиста по местоположению, цене и опыту, а главные критерии оценки репетитора — его рейтинг на платформе и отзывы. Не все сервисы предлагают проверенных специалистов — часто это просто доска объявлений, где под аватаркой может скрываться кто угодно. Также часто платформы преследуют корыстные интересы, взимая комиссии и «подсовывая» пакеты групповых занятий вместо индивидуального репетитора.

Используйте фильтры на сайте эффективно — не ограничивайтесь только ценой и предметом, а уточняйте по возможности параметры поиска, например, «работа с дошкольниками» или «младшие классы». Это сразу отсеет вузовских преподавателей, которые работают со старшеклассниками и абитуриентами.

Отдельное внимание уделите отзывам: не только хвалебным, но и критическим. Насторожить должен шаблонный, однотипный текст, который кажется заказным. Гораздо больше доверия вызывают отзывы с конкретными деталями, например, что репетитор всегда начинал урок с короткого упражнения для концентрации, присылал отчет после занятия, был на связи и отвечал на вопросы между уроками. Такие детали рисуют картину настоящего учебного процесса.

Найдите репетитора через надежную платформу

В сервисе «Основа Детства» мы создали безопасное пространство, где учтены все потребности родителей при выборе специалиста:

  • Безопасность и удобство. Мы тщательно проверяем документы, образование специалиста и отзывы. У нас нет фейковых специалистов и накрученных отзывов.
  • Рядом с домом: интерактивная карта специалистов поможет быстро найти репетитора для очных занятий — в пешей доступности или в соседнем районе. Это особенно важно при репетиторстве для дошкольников и младших классов.
  • Вы сами выбираете формат: помимо очных, можно выбрать онлайн-уроки, индивидуальные или групповые занятия. Мы не навязываем ни ритма, ни времени, ни объема занятий — выбирайте то, что нужно именно вам.
  • Оплата — напрямую специалисту, без комиссий. Мы не вмешиваемся в ваше общение и не диктуем преподавателям, как учить.

«Основа Детства» — верный помощник в создании безопасной образовательной среды для ребенка.

Шаг 2

Провести собеседование: советы родителям

Представьте, будто вы нанимаете сотрудника в свою семью. Собеседование лучше провести по видеосвязи, а не телефону или переписке. Так вы «считаете» гораздо больше информации, услышите интонации и оцените коммуникативные навыки специалиста.

Ребенка на этом этапе быть не должно: вам просто нужно спокойно и обстоятельно обсудить все детали. Подготовьте список вопросов заранее, чтобы в процессе ничего не забыть.

Многие родители стесняются задавать вопросы, боясь показаться навязчивыми или некомпетентными. Отбросьте сомнения: вы выбираете человека, которому доверите ребенка и немалые деньги, поэтому спрашивайте все, что вас волнует. Хороший репетитор не обидится на вопросы, а с готовностью расскажет о себе и методах работы.

Какие вопросы можно задать о методиках и опыте. Собеседование можно начать с базовых вопросов: про образование, пройденные курсы и сертификаты. Но ваша цель — понять, как человек учит, а не просто что он знает и какими регалиями обладает.

Что можно спросить:

  • «Расскажите, как обычно строится ваше занятие? Какой баланс между теорией и практикой?»
  • «Какой у вас опыт работы с детьми именно нашего возраста» или «…для достижения нашей цели — подготовка к переходу в физмат-лицей?»
  • «По каким учебникам и материалам работаете? Используете ли образовательные платформы, видео, интерактивные задания?»
  • «Как вы мотивируете детей, у которых нет интереса к предмету?»
  • «Как отслеживаете прогресс? Даете ли домашние задания и как контролирует их выполнение?»
  • «Что делаете, если ребенок совсем не понимает тему?»
  • «Как будете работать с моим ребенком, учитывая его особенности?».

Перед этим, конечно, нужно рассказать о ребенке: суть проблемы, возраст, темперамент и его интересы. Хороший репетитор не будет давать шаблонные ответы, а наверняка задаст уточняющие вопросы и предложит провести диагностику уровня знаний.

Внимательно слушайте не только что говорит репетитор, но и как: если слышите увлеченность предметом, индивидуальный подход и готовность адаптироваться — отлично.

Выясните организационные моменты. Обсудите расписание: сколько занятий в неделю рекомендует репетитор. Обычно их проводят 1-2 раза для поддержания успеваемости и 2-3 раза для подготовки к экзаменам. Важна и длительность занятий: стандарт — 60 минут, для младших школьников может быть 45 минут, для подготовки к ЕГЭ — 90 минут.

Уточните, насколько гибкий график: можно ли переносить занятия и как происходит отмена — за сколько времени надо предупредить, оплачиваются ли пропущенные по болезни уроки. Хороший признак — четкие и справедливые правила: например, предупреждение за сутки, иначе занятие оплачивается. Причем правило действует взаимно: если отменяет репетитор, то следующее занятие бесплатно.

Формат уроков: у вас дома, у репетитора или онлайн. При онлайн-обучении уточните технические аспекты: какие программы нужно установить для видеосвязи, как работают интерактивные доски и общий доступ к экрану. Обсудите, что нужно подготовить для занятий и какие материалы купить.

Узнайте, как репетитор будет информировать вас о прогрессе: еженедельные короткие сообщения, ежемесячные подробные отчеты или обратная связь по запросу. Хороший репетитор понимает, что родители — полноценные участники процесса, и выстраивает с ними прозрачную коммуникацию.

Обсудите стоимость. Деньги — вопрос деликатный, но его нужно детально обсудить. Узнайте расценки репетитора, есть ли скидки при оплате сразу за большой период. Входят ли в стоимость методические материалы или их нужно докупать.

В 2025 году репетиторы в России берут в среднем от 650 рублей в час. В Москве средние расценки — 1200–1700 рублей за час. При подготовке к ЕГЭ — выше еще на 300–500 руб.

Помните: слишком низкая цена должна насторожить не меньше, чем завышенная. Часто это либо начинающий специалист без опыта, либо человек, у которого не складывается с учениками. Высокая цена тоже не гарантия качества — иногда она просто завышена. Ориентируйтесь на среднерыночную стоимость в вашем регионе.

Сразу обсудите, будет ли подписан договор, когда и как вносится оплата, предоставляет ли специалист чеки как самозанятый. Это показатель серьезности и ответственности специалиста.

Оцените личные качества. Даже опытный репетитор может не подойти по характеру. Вам должно быть комфортно общаться с человеком, поэтому прислушайтесь к своим чувствам.

Обратите внимание на энтузиазм в голосе репетитора, его гибкость, готовность отвечать на вопросы, а не отделаться общими фразами. Хороший знак, если он углубляется в вопросы и задает вопросы о ребенке: о его характере, интересах, сильных и слабых сторонах — значит, он нацелен на индивидуальный подход.

Шаг 3

Организовать первое пробное занятие

Даже самое успешное собеседование не дает полной картины — нужен тест-драйв. Большинство репетиторов предлагают первый урок как ознакомительный или диагностический — обычно он дешевле или вовсе бесплатный. Это возможность для обеих сторон понять, сложится ли контакт учителя с ребенком.

Ваша задача — снять напряжение. Объясните, что это не экзамен, а знакомство. Скажите: «Сегодня ты познакомишься с интересным человеком, который, возможно, будет с тобой заниматься. Твоя задача — просто пообщаться и понять, интересно ли тебе. Никаких оценок!».

После урока не бросайтесь с расспросами «Ну как?!». Дайте ребенку время «переварить» впечатления. Затем узнайте:

  • «Что именно запомнилось?»
  • «Что было самым интересным?»
  • «Что было непонятно?»
  • «Хочешь позаниматься с этим человеком еще раз?».

Если вы видите искренний интерес и слышите твердое «да» — это уже половина успеха.

Чек-лист для родителей, что все прошло хорошо:

  • ребенок вышел с занятия в хорошем настроении, говорит, что было интересно и понятно;
  • он хочет заниматься дальше — это ключевой показатель;
  • репетитор провел диагностику уровня знаний, задавал вопросы по разным темам, четко выявил, где именно пробелы или что нужно усилить;
  • преподаватель после урока дал вам обратную связь: рассказал, что увидел, какой уровень ребенка, какую программу предлагает, сколько времени примерно займет достижение цели — хороший репетитор реалистичен в прогнозах, не обещает золотых гор, но и не сгущает краски;
  • вы увидели структуру занятия: было объяснение, закрепление, практика, возможно, небольшое домашнее задание — урок не превратился в хаотичную беседу, но и не был скучной лекцией, то есть баланс найден;
  • репетитор проявил гибкость и внимание к ребенку: заметил, когда тот устал, сделал паузу или переключился на другую активность, подбадривал и хвалил, создал атмосферу безопасности.

Если большинство пунктов этого чек-листа сошлись — вы нашли своего специалиста.

Красные флаги, когда стоит насторожиться:

  • ребенок вышел расстроенным, ему было страшно, скучно, непонятно, или он вообще отказывается обсуждать занятие: конечно, нужно делать скидку на волнение первого урока, но если дискомфорт очевиден — это серьезно;
  • репетитор не провел диагностики и сразу начал «проходить программу» или, наоборот, все занятие ушло на разговоры, тестирование, и никакой учебной работы;
  • преподаватель критиковал школьного учителя: «да у вас в школе вообще не учат» и сетовал на систему образования — это непрофессионально и подрывает авторитет школы в глазах ребенка;
  • репетитор после занятия дал обратную связь в размытой форме: «занимались математикой, все нормально»;
  • опоздал без предупреждения;
  • держал телефон на столе и отвлекался на звонки;
  • во время онлайн-урока были технические проблемы, которые он не сумел быстро решить;
  • настойчиво навязывал дополнительные услуги: «только у меня купите эти пособия за 5000 рублей» или «надо заниматься минимум 4 раза в неделю, иначе результата не будет»;
  • любые неэтичные моменты: повышение голоса, унижающие комментарии, а при очном занятии похлопывания и прикосновения, которые неприятны ребенку — немедленный стоп.

Шаг 4

Заключаем договор — страхуем себя на будущее

Если все этапы пройдены успешно, закрепляем договоренности на бумаге. Не пренебрегайте этим шагом, даже если репетитор настаивает на неформальном сотрудничестве.

И дело тут не в недоверии, а в взаимном уважении и ответственности. Когда все обязательства зафиксированы на бумаге — исключены недопонимания, вольные трактовки договоренностей и меньше риск конфликтов. Это дисциплинирует и создает основу для прозрачного сотрудничества.

Документ не обязательно должен быть сложным. Достаточно письменного соглашения, где зафиксированы ключевые условия. Важно понимать, что репетитор обычно работает как самозанятый, реже — как ИП, и в крайних случаях платит НДФЛ как физическое лицо. А отношения между вами регулируются договором возмездного оказания услуг, а не трудовым или договором подряда. Ведь вы оплачиваете процесс обучения и усилия преподавателя, а не гарантированный результат, например, балл на ЕГЭ. Так как конечный успех зависит от многих факторов, в том числе и от самого ученика.

Какие условия важно прописать в договоре:

  • цель и предмет: например, «подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
  • расписание: например, «занятия проводятся два раза в неделю по вторникам и четвергам с 17:00 до 18:00. Продолжительность занятия — один академический час (45 минут)»
  • стоимость: «Стоимость одного академического часа (урока) — 1000 рублей. Оплата — в течение 48 часов после окончания занятия»
  • что происходит в случае пропусков: «пропуск по уважительной причине с предупреждением за сутки переносится, иначе оплачивается на 50%»
  • отчетность: «исполнитель предоставляет краткий письменный отчет о прогрессе ученика и пройденных темах раз в месяц. Отчет направляется по электронной почте»
  • другие обязанности репетитора: «Исполнитель обязуется предоставлять ученику все необходимые учебные материалы (теория, практические задания, тесты) в электронном и печатном виде».

Скачать шаблон договора: чтобы не тратить время, скачайте наш готовый шаблон договора с репетитором.

Что, если репетитор против подписания договора. Если репетитор не готов подписывать формальный договор, можно зафиксировать все условия в переписке по электронной почте или в мессенджере. Сохраните эту переписку. В случае спора она будет иметь юридическую силу как соглашение по оферте.

Вот пример. После устной договоренности напишите: «Мария Ивановна, добрый день! Для подтверждения, договорились, что занятия по математике у моего сына, Петрова Ивана, будут проходить по вторникам и четвергам в 17:00, продолжительность 60 минут, стоимость 2000 рублей за занятие. В случае отмены предупреждаем за 6 часов. Верно?». Полученное «Да, все верно» — ваша страховка.

Шаг 5

Контролируем процесс и отслеживаем прогресс

На этом этапе ваша роль заключается не в тотальном контроле, а в позиции внимательного партнера и наблюдателя. Важно выстроить регулярный, но ненавязчивый обмен обратной связью. Вместо еженедельных допросов репетитора об успехах, что может создавать излишнее напряжение, договоритесь о коротком созвоне раз в три-четыре недели. В ходе такого разговора можно задать интересующие вопросы: какие темы ребенку даются легко, с чем есть сложности и не нужна ли какая-либо помощь с вашей стороны.

Оценка результатов также требует взвешенного подхода. Важно понимать, что прогресс — не только пятерки в школьном дневнике. Есть и косвенные признаки успеха: например, ребенок стал сам и без напоминаний садиться за домашнее задание по этому предмету. Или делится новыми интересными фактами, связанными с пройденной темой. Главное — у него исчезает страх перед предметом и появляется уверенность.

Для этого можно вести простой «Дневник успехов», фиксируя в нем позитивные изменения: «Саша сам решил сложную задачу», «Получил 5 за контрольную, хотя раньше были тройки» или «Рассказал мне про ДНК — сам прочитал дополнительный материал!».

Не менее важен и открытый диалог с ребенком. Периодически, в спокойной и доверительной обстановке, например, во время совместной прогулки, поинтересуйтесь его мнением: «Как тебе занятия с Анной Петровной? Не стало ли что-то некомфортным?». Это поможет вовремя заметить возможные проблемы и скорректировать учебный процесс.

Как правильно завершить сотрудничество

Рано или поздно сотрудничество с репетитором подходит к концу. Важно завершить его на хорошей ноте, сохранив взаимное уважение и избежав ненужных обид.

Если репетитор не подошел на этапе собеседования. После первого общения не стоит просто пропадать. Дайте вежливый и своевременный отказ — это проявление уважения к времени и усилиям другой стороны.

Можно использовать нейтральные и конструктивные формулировки. Например: «Спасибо вам за уделенное время и подробные ответы! Мы пока подумаем и, возможно, вернемся к вам позже». Или быть более конкретным, но не менее вежливым: «К сожалению, мы остановили свой выбор на другом кандидате, так как его методика нам показалась немного ближе к нашим текущим задачам. Спасибо за понимание!».

Если прекращаете сотрудничество в процессе. Бывает, в процессе занятий что-то пошло не так — ребенок расстраивается перед уроком, прогресс отсутствует или репетитор часто переносит встречи. Тогда важно не затягивать и действовать решительно. Сообщить о своем решении лучше лично или по телефону, а не в переписке. Тут помогут фразы, сфокусированные на вашем восприятии и чувствах: «Благодарим вас за проделанную работу, но мы приняли решение прекратить занятия. Нам кажется, что текущий формат не совсем подходит ребенку, и мы не видим ожидаемой динамики».

Крайне важно в такой беседе избегать прямых обвинений. Стоит использовать конструкции «мы считаем» или «нам кажется». Также нужно сразу закрыть все финансовые вопросы, если занятия были оплачены авансом.

Завершение по достижении цели. Это самый приятный и желательный сценарий. Обязательно выразите репетитору благодарность, выделив его конкретные сильные стороны и вклад. Например, можно сказать: «Спасибо вам огромное! Благодаря вам Ваня не только сдал ЕГЭ на 95 баллов, но и по-настоящему полюбил историю».

Лучшим способом поблагодарить специалиста и помочь другим родителям — оставить развернутый письменный отзыв на той платформе, где вы его нашли. Для репетитора это будет ценным признанием его профессионализма.

Что в итоге

Выбор репетитора — это вложение не только в знания, но и в эмоциональный комфорт, и в отношение к учебе вашего ребенка. Следуя этой пошаговой инструкции, вы избавите себя от хаотичных метаний и сможете найти «своего» специалиста, который станет надежным союзником и для вас, и для ребенка на пути к амбициозным целям. Удачи в поисках!

Узнавайте новое каждый день — подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы получать лучшие статьи о детях и их воспитании.

24
Хотите больше классных статей?

Подписываясь, я принимаю условия пользовательского соглашения

Поделиться